Сибирские огни, 1954, № 3
вместе со своими ровесниками — при зывниками из родного района. Правда, его рост перевалил уже за сто сорок, Вася раздался в плечах и груди, но всё- таки он и среди призывников среднего роста выглядел малышом. — Вам, дорогой товарищ, и обмунди- рование-то не подберёшь, — покачал го ловой высокий военком. — Насчёт обмундирования не беспо койтесь, — возразил Василий, — сам подгоню под рост, ножницами и иголкой орудовать маленько умею... — Эге, значит, портной?.. Ну, тогда другое дело... — Ну, не портной, но отцу-портному помогал, кое-чему научился... Зачислили Василия Ильина в сапёр ную часть, а там определили его в порт няжно-починочную мастерскую, где он и отслужил большую часть своего срока. Конечно, при этом он нёс и строевую службу и вместе со всеми изучал и ос ваивал военное, сапёрное дело, которое очень заинтересовало и увлекло его. И уже тогда он решил, что по окончании армейской службы он пойдёт работать на строительство, будет строителем... Незадолго до окончания армейской службы Ильина, в часть к ним приехал из Новосибирска представитель и расска зал солдатам о начале строительства гигантской гидроэлектростанции на Оби. Он пригласил увольняющихся из армии сапёров на работу на стройке. Первым отозвался на этот призыв комсомолец Ильин — он вырос на берегах Оби. — Не трудновато будет на экскава торе? — с сомнением, оглядев Ильина с головы до ног, спросил работник отдела кадров, ведавший набором слушателей на трёхмесячные курсы машинистов зем леройных машин... — Да ведь не человек для машины, а машина для человека, — ответил Васи лий рассудительно, — надо только хо рошенько изучить её, овладеть тех никой. Хочу учиться и работать на экскаваторе. — Да ведь это не легковушка, не «Москвич», а тяжёлая землеройная ма шина, управление ею требует крепких силёшек, — пытался предупредить Васи лия присутствовавший при этом один из опытных экскаваторщиков, обучавших новичков... — Насчёт силёнки не беспокойтесь, хватит. Буду экскаваторщиком, — упор но, прихмурив светлые брови над серы ми неробкими глазами, настаивал на своём низенький крепыш. 3 После окончания трёхмесячных кур сов машинистов-экскаваторщиков весной Василий Ильин был направлен на ста жировку в экипаж экскаватора ОМ-202, работавшего на правом берегу Оби, на расчистке карьера для прибыв шего на стройку первого земснаряда. Старшим машинистом на этом экскавато ре был Михаил Бакилин, много лет работавший на землеройных машинах на рудных и угольных разрезах на Севе ре, на стройках оросительных систем в Средней Азии. Сам не очень высокий, тщедушный на вид, Бакилин с добродушной усмешкой встретил нового стажёра. — Ну, богатырь, не спокаешься, что в экскаваторщики пошёл? Трудненько те бе будет на машине, тяжеловато, ногами- то до педалей не дотянешься... — Как-нибудь, дотянемся, выж мем! — бодро и даже задиристо ответил крепыш, со скрытым волнением впервые усаживаясь за рычаги управления. — Ну-ну, поглядим, — с сомнением сказал Бакилин, уступая Ильину место. Василий сразу показал, что знает ма шину и что у него есть прирождённая хватка и смётка экскаваторщика. Но в работе стажёра, в его манере развора чивать машину и стрелу, подавать к за бою и поднимать нагруженный ковш есть излишняя резкость, порывистость, что наставник относил за счёт волнения и малоопытности новичка. — Рывка, рывка многовато, Вася, у тебя, — говорил Бакилин, наблюдая со стороны за работой стажёра. — А ты бо лее спокойно, плавно действуй рычагами, ритм вырабатывай... Бакилин всё же не разгадал истинной причины такой порывистой рабочей мане ры Ильина. Сам же Василий, зная эту причину и скрывая её старательно, на стойчиво тренировал себя, совершенст вовал свою манеру управления. Когда Ильин стал работать уже самостоятельно на другом экскаваторе, Бакилин и дру гие экскаваторщики приглядывались к стремительным, порывистым движени ям Ильинской машины, решили, что это его — Ильинский «почерк» в работе. У каждого хорошего. экскаваторщика со временем вырабатывается свой «по черк», выражающий характер, натуру человека, управляющего покорной ему машиной. Происходит, как говорят меха низаторы, слияние характеров человека и машины — так вырастает мастер свое го дела... Василий Ильин, молодой экска ваторщик, быстро достиг этой зрелости и мастерства... Позднее даже нашлись среди начинающих экскаваторщиков, пришедших на стройку годом позже Ильина, подражатели ильинского «по черка», его манеры работы. И вот ведь какая штука — удавалось овладеть та ким «почерком» именно тем, кто, как и Василий, не мог похвастаться высоким ростом, — Михаилу Шпакову, Захарову, Иванову, ставшим впоследствии членами его экскаваторной бригады. А дело было именно в том, что когда Василий впервые сел на место машини ста, за рычаги «Омика», обнаружилось,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2