Сибирские огни, 1954, № 3

вместе со своими ровесниками — при­ зывниками из родного района. Правда, его рост перевалил уже за сто сорок, Вася раздался в плечах и груди, но всё- таки он и среди призывников среднего роста выглядел малышом. — Вам, дорогой товарищ, и обмунди- рование-то не подберёшь, — покачал го­ ловой высокий военком. — Насчёт обмундирования не беспо­ койтесь, — возразил Василий, — сам подгоню под рост, ножницами и иголкой орудовать маленько умею... — Эге, значит, портной?.. Ну, тогда другое дело... — Ну, не портной, но отцу-портному помогал, кое-чему научился... Зачислили Василия Ильина в сапёр­ ную часть, а там определили его в порт­ няжно-починочную мастерскую, где он и отслужил большую часть своего срока. Конечно, при этом он нёс и строевую службу и вместе со всеми изучал и ос­ ваивал военное, сапёрное дело, которое очень заинтересовало и увлекло его. И уже тогда он решил, что по окончании армейской службы он пойдёт работать на строительство, будет строителем... Незадолго до окончания армейской службы Ильина, в часть к ним приехал из Новосибирска представитель и расска­ зал солдатам о начале строительства гигантской гидроэлектростанции на Оби. Он пригласил увольняющихся из армии сапёров на работу на стройке. Первым отозвался на этот призыв комсомолец Ильин — он вырос на берегах Оби. — Не трудновато будет на экскава­ торе? — с сомнением, оглядев Ильина с головы до ног, спросил работник отдела кадров, ведавший набором слушателей на трёхмесячные курсы машинистов зем­ леройных машин... — Да ведь не человек для машины, а машина для человека, — ответил Васи­ лий рассудительно, — надо только хо­ рошенько изучить её, овладеть тех­ никой. Хочу учиться и работать на экскаваторе. — Да ведь это не легковушка, не «Москвич», а тяжёлая землеройная ма­ шина, управление ею требует крепких силёшек, — пытался предупредить Васи­ лия присутствовавший при этом один из опытных экскаваторщиков, обучавших новичков... — Насчёт силёнки не беспокойтесь, хватит. Буду экскаваторщиком, — упор­ но, прихмурив светлые брови над серы­ ми неробкими глазами, настаивал на своём низенький крепыш. 3 После окончания трёхмесячных кур­ сов машинистов-экскаваторщиков весной Василий Ильин был направлен на ста­ жировку в экипаж экскаватора ОМ-202, работавшего на правом берегу Оби, на расчистке карьера для прибыв­ шего на стройку первого земснаряда. Старшим машинистом на этом экскавато­ ре был Михаил Бакилин, много лет работавший на землеройных машинах на рудных и угольных разрезах на Севе­ ре, на стройках оросительных систем в Средней Азии. Сам не очень высокий, тщедушный на вид, Бакилин с добродушной усмешкой встретил нового стажёра. — Ну, богатырь, не спокаешься, что в экскаваторщики пошёл? Трудненько те­ бе будет на машине, тяжеловато, ногами- то до педалей не дотянешься... — Как-нибудь, дотянемся, выж­ мем! — бодро и даже задиристо ответил крепыш, со скрытым волнением впервые усаживаясь за рычаги управления. — Ну-ну, поглядим, — с сомнением сказал Бакилин, уступая Ильину место. Василий сразу показал, что знает ма­ шину и что у него есть прирождённая хватка и смётка экскаваторщика. Но в работе стажёра, в его манере развора­ чивать машину и стрелу, подавать к за­ бою и поднимать нагруженный ковш есть излишняя резкость, порывистость, что наставник относил за счёт волнения и малоопытности новичка. — Рывка, рывка многовато, Вася, у тебя, — говорил Бакилин, наблюдая со стороны за работой стажёра. — А ты бо­ лее спокойно, плавно действуй рычагами, ритм вырабатывай... Бакилин всё же не разгадал истинной причины такой порывистой рабочей мане­ ры Ильина. Сам же Василий, зная эту причину и скрывая её старательно, на­ стойчиво тренировал себя, совершенст­ вовал свою манеру управления. Когда Ильин стал работать уже самостоятельно на другом экскаваторе, Бакилин и дру­ гие экскаваторщики приглядывались к стремительным, порывистым движени­ ям Ильинской машины, решили, что это его — Ильинский «почерк» в работе. У каждого хорошего. экскаваторщика со временем вырабатывается свой «по­ черк», выражающий характер, натуру человека, управляющего покорной ему машиной. Происходит, как говорят меха­ низаторы, слияние характеров человека и машины — так вырастает мастер свое­ го дела... Василий Ильин, молодой экска­ ваторщик, быстро достиг этой зрелости и мастерства... Позднее даже нашлись среди начинающих экскаваторщиков, пришедших на стройку годом позже Ильина, подражатели ильинского «по­ черка», его манеры работы. И вот ведь какая штука — удавалось овладеть та­ ким «почерком» именно тем, кто, как и Василий, не мог похвастаться высоким ростом, — Михаилу Шпакову, Захарову, Иванову, ставшим впоследствии членами его экскаваторной бригады. А дело было именно в том, что когда Василий впервые сел на место машини­ ста, за рычаги «Омика», обнаружилось,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2