Сибирские огни, 1954, № 3
шивая грунт с водой. Мощные насосы, всасывая образующуюся смесь воды и грунта — пульпу, погонят её по трубам пульповода к месту сооружения землям ной плотины. Именно с помощью земснарядов эта земляная часть плотины не насыпается, а намывается, почему и участки, куда подаётся пульпа, называются картами намыва. Из раструбов пульповодов, под нятых над картой намыва, мутножёлтый поток пульпы падает на землю. Вода тотт час стекает с возвышенности в канавы, а твёрдые частицы пульпы — песок, гра вий и мелкие камни оседают на земле, образуя плотнею и крепкое, как цемент, тело могучей, водонепроницаемой и не сокрушимой плотины. Таким способом возведена строителя ми . Волго-Дона двенадцатикилометровой длины и двухсотметровой толщины стена Цимлянской плотины, за которой пле щется новое море. Так и здесь, над правобережной об ской поймой будет поднята высокая трёх- киломе 1 Ц>овая дамба плотины, за которой разольётся необъятное Обское море... Каждый из земснарядов способен на^ мывать по 3 0 0—500 кубометров грунта в час и подавать его на расстояние двух-трёх километров, заменяя труд тьи сяч землекопов и сотен землеройных машин. Земснарядами образованы и широкие извилистые заливы, где сейчас заканчи вают зимовку землесосные корабли, — прошлым летом они перегнали отсюда полмиллиона кубометров обского грунта в тело плотины, контуры которой уже начинают обозначаться на правом берегу Оби. Экипажи земснарядов, гидромеханиза торы, как все водники, с особым нетер пением ожидают вскрытия Оби, начала навигации — весна совпадает для них с возобновлением больших работ, горя чей землеройной страды. Как всякое судно перед навигацией, каждый земснаряд принаряжается, под крашивается, готовится к большому плаванию. Земснаряд, стоящий в замёрзшем ещё заливе, почти у самой кромки бердского бора, выбросил на мачте алый вымпел готовности. Свежей бело-голубой покрас кой сияют его борта и надстройка, свер кают надраенные до блеска медные и ни келированные части в машинном отъ делении. Молодой командир судна, стоя на верхнем мостике палубы, из-под руки вглядывается в обскую даль, в сверкаю щее под вешними лучами ледяное русло Оби и полной грудью вдыхает свежий, пахнущий талой водой воздух. — Скоро, скоро тронется матушка- Обь, — говорит он молодому, ■вихра стому багермейстеру, который, вытирая паклей руки, выходит из машинного от деления. — Ну, мы готовы, — отвечает тот, — землесос в полном порядочке, хоть сей час в забой... — Добро, — коротко, по-флотски за ключает командир земснаряда... В ПОЛНЫЙ РОСТ 1 На «вскрыше» — расчистке и подго товке карьера для земснарядов работают так называемые «малые» экскаваторы. И в самом деле, эти, похожие на сред ний грузовик машины на гусеничном ходу, с пяти-семиметровыми стрелами и полукубовыми ковшами, выглядят «ма лыми» перед шагающими богатырями. Большинство «малых», в отличие от шагающих, работающих на электроэнер гии, приводятся в движение собственны ми дизель-моторами, что постоянно свя зано с мазутом, копотью, поэтому «ма лые» и выглядят всегда чумазыми. Неприглядным кажется и работающий на расчистке канала для земснаряда экскаватор Э-502. Когда он прибыл сюда с ташкентского завода, корпус его был окрашен светлоголубой, а стрела крас ной краской, которая теперь совсем нег заметна под слоем жирной копоти и зем ли. Поблёскивают лишь начищенные землёй днище и зубья ковша, да звенья ходовых гусениц. В кабинке экскаватора, за рычагами управления сейчас сидит командир этой машины — старший машинист Василий Ильин, с коричневым от копоти лицом, на котором только и видны серые, весё лые глаза, да белые зубы. Помощник машиниста Лёня Иванов возится с одним из «башмаков» правой гусеницы, види мо, внушающей ему какие-то опасения. Машинист, не отрывая взгляда от за боя, быстрыми и уверенными движения ми рук манипулирует рычагами управ ления. Экскаватор, разворачиваясь всем корпусом, заносит стрелу над уже взры тым и наполовину заполненным водой котлованом. Подвешанный на тросах по- лукубовый ковш размашисто падает в за бой, ползёт вверх по откосу и, наполнив шись сырым, торфянистым грунтом, взлетает легко вверх. Стрела возвра щается в исходное положение и ковш опоражнивается на отвал. Полный цикл этих движений свершается за несколько секунд, повторяется в стремительном и уверенном темпе... Да, конечно, куда красивей, сильней выглядят на работе шагающие богатыри в сравнении с приземистым Э-502. Но есть что-т© очень привлекательное, жи вое в движениях этого старательного и очень деловитого работяги-землекопа, когда он работает на полном ходу и управляется Василием Ильиным. При бесперебойной работе, на хорошем грун те Э-502 делает до 700—800 «ходок» —
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2