Сибирские огни, 1954, № 3

дей, имеющих, как и он, за плечами школу войны, армейскую закалку. Это старшие машинисты, командиры экипа-. жей — Фёдор Кулагин, Василий Попову Геннадий Петров и другие. Вот Фёдор Кулагин — старший ма­ шинист шагающего-58, работающего в котловане верхней части судоходного ка­ нала, — мастер экскаваторного дела, во­ левой и требовательный командир своего экипажа. Он сумел из молодых машини­ стов сколотить крепкий, дисциплиниро­ ванный и боевой коллектив, добиться от него настоящей ответственности и за ра­ боту и за состояние машины. Шагаю- щий-58 уже давно не знает простоев. Не­ давно на шагающем-33, работающем на подготовке площадки для намыва плоти­ ны, по небрежности машиниста Мельни­ кова поломалась режущая часть ковша. Работа была срочная, на торфянистом грунте, который день ото дня оттаивал, размягчался и мог не выдержать тяже­ сти громадного экскаватора. Запасных ковшей не было, а ремонт сломанного быстро произвести нельзя. Начальник правобережного стройуправления принял решение: дать на 33-й ковш с другого экскаватора. Экипаж Кулагина согласил­ ся отдать исправный ковш со своей ма­ шины и принял взамен дефектный. Фё­ дор Кулагин сам отработал первую сме­ ну с этим ковшом, показав всему эки­ пажу, что при бережном и умелом обра­ щении с машиной она не подведёт. Опытный экскаваторщик Геннадий Спиридонович Петров прибыл на Обь со своей машиной — ЭШ-93 и своим экипажем со стройки Усть-Каменогор­ ской ГЭС. Работая там, он подготовил, обучил свой экипаж, в том числе млад­ шего своего брата Николая, демобилизо­ ванного из армии. Экипаж ЭШ-93 сам демонтировал машину, сопровождал её в пути с Иртыша на Обь, здесь быстро собрал и пустил в ход и сейчас вполне освоился с работой на обском грунте... С Мингечаурской стройки прибыл на Обь старший машинист Василий По­ пов — командир экипажа шагающего-41. Хорошо владеющий передовым опытом мингечаурцев, Попов горячо поддержал предложение Фёдора Уваровича Сивова о введении бригадного метода организа­ ции труда. Словом, крепко сколоченные и дисцип­ линированные, хорошо работающие эки­ пажи Кулагина, Попова, Петрова как будто вполне созрели и подготовлены к тому, чтобы перейти на новые, передо­ вые методы организации труда, значи­ тельно повышающие производительность могучих богатырей-землекопов. И, однако, пока что ни на одном из шагающих бригадный метод организации труда не осуществлён. Почему?.. — Новое, передовое не всегда сразу входит в жизнь, — раздумчиво говорит Фёдор Уварович. — Новое-то, оно ведь всегда наталки­ вается на старые привычки, на пережит­ ки. Дело-то в людях, конечно... Вот, как будто, многие уже из экскаваторщиков наших понимают, что бригадный метод здорово повысит и производительность экскаватора, и общую выработку бригады в целом, но' при том условии, что все машинисты коллективно заинтересованы в общей выработке, каждый одинаково отвечает за работу, за машину... Вот тут и сказываются пережитки в людях, ста­ рые привычки: многие привыкли рабо­ тать только за себя, отвечать только за свою смену. Что заработал — то и моё. Некоторым старым квалифицированным машинистам кажется, что при бригадном методе их уровняют о молодыми, мало­ опытными, что заработки их будут за­ висеть от этих молодых, от бригады в целом. Так что тут дело-то упирается в сознание людей... Значит и надо преж­ де всего в эту точку бить... Участок землеройных работ Фёдору Сивову часто напоминает фронтовую, боевую обстановку, а экипажи шести мо­ гучих землеройных машин представляют­ ся боевым механизированным подразде­ лением, ведущим непрерывное наступле­ ние. И хочется участковому механику, чтоб управляющие экскаваторами люди были слаженными боевыми расчётами. — Чтобы по-настоящему, по-боевому двинуться вперёд, надо нам с людьми лучше работать, — заключает свой рас­ сказ Фёдор Уварович... * * * ' » Правый берег Оби ниже створа буду­ щей плотины в нескольких местах про­ резан широкими заливами, уходящими вглубь болотистой, заросшей тальниками поймы. Так же, как песчаных гор, под­ нявшихся на правобережье, два года на-! зад не было и этих заливов — они созда­ ны гидростроителями. В глубине этих бухт стоят недвижно, вмёрзнув в лёд, высокотрубные корабли, похожие на буксирные пароходы. От каждого из них на сушу выползают, как гигантские щупальцы, толстые, полумет­ рового диаметра железно-сварные трубы. Эти трубы тянутся через всю стройпло­ щадку правобережья и сходятся у места сооружения земляной плотины, которая трёхкилометровым высоким валом пере­ сечёт правобережную пойму. Когда вскроется, пойдёт Обь и полая вода заполнит заливы, оживут и двинут­ ся вперёд и необычайные эти корабли,— шювучие землеройные комбайны, назы­ ваемые земснарядами. Заработают могучие машины, скрытые в корпусе и надстройке судна, земснаряд медленно придвинется к одному иэ бе­ регов залива, огромный винт-фреза, вы­ двинутый, как форштевень с носа кораб­ ля, вгрызётся в берег, разрыхляя и сме

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2