Сибирские огни, 1954, № 3

главной и решающей силой стройки. Ме­ ханизаторы — экскаваторщики, бульдо­ зеристы, скреперисты, водители тракторов и автомашин — составляют передовой от­ ряд гидростроителей и многие из них по праву1и с гордостью называют себя гвар­ дейцами строительного фронта, — Могу сказать, что в этих горах есть и моя доля — сотня-другая тысяч кубо­ метров грунта, — говорит Фёдор Уваро- вич Сивов, серыми глазами впршцурку оглядывая с одной из -песчаных сопок землеройный фронт, щедро освещённый осенним солнцем. Высокий и худоща­ вый, в промасленной и закопчённой стё­ ганой спецовке и больших кирзовых са­ погах, он по привычке трёт меж боль­ ших ладоней пучок пакли, прихваченный в ремонтной мастерской. С вершины сопки, на которую мы поднялись, хорошо обозревается вся трасса будущего кана­ ла, уходящая в ту и другую сторону от нас глубокой траншеей, по бокам кото­ рой тянутся два вала вычерпанной земли. До ухода в армию в 1938 году Фёдор Сивов был трактористом в одной из МТС Смоленщины. Армейская служба приве­ ла Сивова в Сибирь, откуда в первые же дни Отечественной войны он и от­ правился на фронт. В боях на Калинин­ ском фронте Сивов вступил в ряды пар­ тии, командовал пехотным взводом, за подвиги был награждён орденом Красно­ го Знамени. Тяжело раненный он долго лечился в одном из сибирских госпита­ лей и после выписки из него- и увольне!- ния из армии в 1943 году остался на жительство в Сибири. На тракторе, по состоянию здоровья, он работать уже не мог, пришлось выбирать более спокой­ ную и лёгкую профессию. Сивов пошёл в школу садоводов, а после окончания её работал несколько лет в одном из плодоовощных хозяйств в Вердене. Ког­ да в 1950 году начался наббр рабочих на строительство гидростанции на Оби, коммунист Сивов пришёл в Бердский горком партии и попросил его направить на любую работу на обскую стройку. Его направили на лесоучасток. Однако в нём не погасла давняя тяга и любовь к техни­ ке: когда на стройке открылись курсы машинистов экскаваторов, одним из первых их слушателей был Фёдор Сивов, учившийся с большим старанием и жела­ нием побыстрей из-за парты пересесть на машину. Учился он вместе с Михаи­ лом Самохваловым, Зайцем, Ильиным и другими, ныне знатными экскаваторщи­ ками. После нескольких месяцев само­ стоятельной работы машинистом на экс­ каваторе «ЧКД», когда на' стройку при­ был первый шагающий, Сизов перешёл на сборку этой, сразу увлёкшей его сложной и совершенной машины, заме­ няющей пятьсот человек землекопов. Сивов стал членом экипажа шагающего № 101, который возглавил опытный экс­ каваторщик Шацкий. Вместе с комсо­ мольцем Кузнецовым и другими Сивов настойчиво, не без трудностей и непола­ док, осваивал машину, постепенно, не сразу, поднимался к выполнению произ­ водственных норм. Особенно трудно ра­ боталось в суровую сибирскую зиму, на глубоко и крепко промерзавшем грунте, который приходилось взрывать и пере­ ворачивать бульдозерами, прежде чем вынимать, — ломались ковши, лопались тросы, выходили из строя детали элект­ ромоторов и трущиеся части машины. Однако при всех этих трудностях эки­ паж, совершенствуясь, обретая опыт и мастерство, настойчиво овладевая и мо­ гучей машиной, и искусством экскава­ ции, не раз первенствовал в соревнова­ нии экскаваторщиков. В начале прошлого года Сивова, как одного из лучших экскаваторщиков стройки, направили на строительство Мингечаурской гидростанции для изуче­ ния передового опыта. Сивов пытливо и горячо вникал в стиль, в приёмы и ор­ ганизацию труда мингечаурцев, отбирая и тщательно обдумывая самое главное, прогрессивное в их опьйе. Такими узло­ выми, новыми и прогрессивными дости­ жениями экскаваторщиков Мингечаура Сивов считал соединение всех экипажей и машин в экскаваторную колонну. Это обеспечивало большую и самостоятель­ ную ответственность экскаваторщиков за свою работу в целом, давало большой простор для инициативы. Вторым важ­ ным условием успешной работы экипа­ жей экскаваторов на Мингечауре было осуществление бригадного метода орга­ низации труда внутри экипажей, или, как говорят, работа «в общий котёл», то есть определение месячной выработки и заработка каждого члена экипажа в со­ ответствии о его разрядом, исходя из об­ щей выработки всего экипажа. При этом значительно1 повышалась коллективная ответственность за состояние машины и общую выработку, развивалось во всех членах экипажа чувство взаимной под­ держки и выручки — это высокое чув­ ство спайки и верности делу, которое Фёдор Сивов особенно глубоко понял и оценил в дни бЬевых испытаний на фронте. Вернувшись на свою стройку, Сивов стал горячим пропагандистом и поборником этого начинания мингечаур- ских механизаторов. Он с радостью де­ лился всем приобретённым на далёкой южной стройке и своими мыслями и зна­ ниями экскаваторного дела. Постоянно, близко связанный с каждым из восемна­ дцати машинистов шагающих, присталь­ но изучая характер, рабочий «почерк» каждого, участковый механик-коммунист всё крепче убеждался в том, что с таки­ ми людьми и такими совершенными ма­ шинами можно достигнуть куда больших успехов, чем сейчас. Но для этого надо по-настоящему, по-армейски организо­ вать дело и горячо, по-партийному рабо­ тать с людьми. Среди экскаваторщиков не мало лю-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2