Сибирские огни, 1954, № 3
главной и решающей силой стройки. Ме ханизаторы — экскаваторщики, бульдо зеристы, скреперисты, водители тракторов и автомашин — составляют передовой от ряд гидростроителей и многие из них по праву1и с гордостью называют себя гвар дейцами строительного фронта, — Могу сказать, что в этих горах есть и моя доля — сотня-другая тысяч кубо метров грунта, — говорит Фёдор Уваро- вич Сивов, серыми глазами впршцурку оглядывая с одной из -песчаных сопок землеройный фронт, щедро освещённый осенним солнцем. Высокий и худоща вый, в промасленной и закопчённой стё ганой спецовке и больших кирзовых са погах, он по привычке трёт меж боль ших ладоней пучок пакли, прихваченный в ремонтной мастерской. С вершины сопки, на которую мы поднялись, хорошо обозревается вся трасса будущего кана ла, уходящая в ту и другую сторону от нас глубокой траншеей, по бокам кото рой тянутся два вала вычерпанной земли. До ухода в армию в 1938 году Фёдор Сивов был трактористом в одной из МТС Смоленщины. Армейская служба приве ла Сивова в Сибирь, откуда в первые же дни Отечественной войны он и от правился на фронт. В боях на Калинин ском фронте Сивов вступил в ряды пар тии, командовал пехотным взводом, за подвиги был награждён орденом Красно го Знамени. Тяжело раненный он долго лечился в одном из сибирских госпита лей и после выписки из него- и увольне!- ния из армии в 1943 году остался на жительство в Сибири. На тракторе, по состоянию здоровья, он работать уже не мог, пришлось выбирать более спокой ную и лёгкую профессию. Сивов пошёл в школу садоводов, а после окончания её работал несколько лет в одном из плодоовощных хозяйств в Вердене. Ког да в 1950 году начался наббр рабочих на строительство гидростанции на Оби, коммунист Сивов пришёл в Бердский горком партии и попросил его направить на любую работу на обскую стройку. Его направили на лесоучасток. Однако в нём не погасла давняя тяга и любовь к техни ке: когда на стройке открылись курсы машинистов экскаваторов, одним из первых их слушателей был Фёдор Сивов, учившийся с большим старанием и жела нием побыстрей из-за парты пересесть на машину. Учился он вместе с Михаи лом Самохваловым, Зайцем, Ильиным и другими, ныне знатными экскаваторщи ками. После нескольких месяцев само стоятельной работы машинистом на экс каваторе «ЧКД», когда на' стройку при был первый шагающий, Сизов перешёл на сборку этой, сразу увлёкшей его сложной и совершенной машины, заме няющей пятьсот человек землекопов. Сивов стал членом экипажа шагающего № 101, который возглавил опытный экс каваторщик Шацкий. Вместе с комсо мольцем Кузнецовым и другими Сивов настойчиво, не без трудностей и непола док, осваивал машину, постепенно, не сразу, поднимался к выполнению произ водственных норм. Особенно трудно ра боталось в суровую сибирскую зиму, на глубоко и крепко промерзавшем грунте, который приходилось взрывать и пере ворачивать бульдозерами, прежде чем вынимать, — ломались ковши, лопались тросы, выходили из строя детали элект ромоторов и трущиеся части машины. Однако при всех этих трудностях эки паж, совершенствуясь, обретая опыт и мастерство, настойчиво овладевая и мо гучей машиной, и искусством экскава ции, не раз первенствовал в соревнова нии экскаваторщиков. В начале прошлого года Сивова, как одного из лучших экскаваторщиков стройки, направили на строительство Мингечаурской гидростанции для изуче ния передового опыта. Сивов пытливо и горячо вникал в стиль, в приёмы и ор ганизацию труда мингечаурцев, отбирая и тщательно обдумывая самое главное, прогрессивное в их опьйе. Такими узло выми, новыми и прогрессивными дости жениями экскаваторщиков Мингечаура Сивов считал соединение всех экипажей и машин в экскаваторную колонну. Это обеспечивало большую и самостоятель ную ответственность экскаваторщиков за свою работу в целом, давало большой простор для инициативы. Вторым важ ным условием успешной работы экипа жей экскаваторов на Мингечауре было осуществление бригадного метода орга низации труда внутри экипажей, или, как говорят, работа «в общий котёл», то есть определение месячной выработки и заработка каждого члена экипажа в со ответствии о его разрядом, исходя из об щей выработки всего экипажа. При этом значительно1 повышалась коллективная ответственность за состояние машины и общую выработку, развивалось во всех членах экипажа чувство взаимной под держки и выручки — это высокое чув ство спайки и верности делу, которое Фёдор Сивов особенно глубоко понял и оценил в дни бЬевых испытаний на фронте. Вернувшись на свою стройку, Сивов стал горячим пропагандистом и поборником этого начинания мингечаур- ских механизаторов. Он с радостью де лился всем приобретённым на далёкой южной стройке и своими мыслями и зна ниями экскаваторного дела. Постоянно, близко связанный с каждым из восемна дцати машинистов шагающих, присталь но изучая характер, рабочий «почерк» каждого, участковый механик-коммунист всё крепче убеждался в том, что с таки ми людьми и такими совершенными ма шинами можно достигнуть куда больших успехов, чем сейчас. Но для этого надо по-настоящему, по-армейски организо вать дело и горячо, по-партийному рабо тать с людьми. Среди экскаваторщиков не мало лю-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2