Сибирские огни, 1954, № 3
должает Григорий. — Вот, глядите, как работают — сегодня с утра ещё ни одной бурки не сделали. А шпуры-то какие де лают —- на тридцать сантиметров, самое большое на полметра. Ну заложат в эти норки взрывчатку, подпалят — пук-пук— и всё. Порода тут крепкая, а заряды сла бые, только лунок в скале наделают, а по том раздробит на одну лопату — и всё!.. Да и пол в забое вон какой неровный, весь исковырен этими лунками... — Ну и что ж на этот взрывпром нет что ли и управы никакой?.. — Да они же нашей критики слушать не хотят. Эта организация и нашему на чальству не подчиняется. На стройке она только как худой подрядчик. Начальник ихний Лебедев — бюрократ, каких мало, и к тому же редко бывает трезв. Ну и команда по своему руководу ровняется... Поляков и Кревских снова закуривают и оба с завистью и обидой в глазах смот рят вверх, на верхний уступ, где весело, деловито возносит и опускает свой,ковш «шкода»-тринадцать, быстро нагружая «мазы»-самосвалы... — Эх!., хорошо, когда работа есть! — вдруг запевает Гриша Кревских песенку из старого кинофильма, с сердцем бро сая недокуренную цыгарку. — Грусть- тоска, как работы нет! И весна — не весна... А над огромной чашей котлована гре мит и сверкает золотисто-голубой апрель ский день... У въезда в котлован останавливается «Победа» и из неё выходят главный ин женер Эристов и парторг Семчук. Они направляются прямо сюда, к «шкоде»- тринадцать... — Ну, ребятушки, кажись Дошли на ши рыдания до самого высокого началь ства, может и наладят дело! — с загорев шимися глазами и надеждой в голосе го ворит Гриша, готовый кинуться навстре чу главному инженеру и парторгу... ГВАРДЕЙЦЫ ЗЕМЛЕРОЙНОГО ФРОНТА Фронт строительных работ на право бережье Оби раскинулся на добрый деся ток километров. В поредевшем, а местами и совсем вы рубленном сосновом бору, где ещё три года назад токовали глухари и косачи, неузнаваемо изменив облик и рельеф местности, поднялась и растянулась вдоль Оби гряда песчаных гор. Эта гор ная цепь и обозначает сейчас русло ка нала с трёхступенчатым шлюзом, кото -1 рый соединит Обское море', образующее ся в верхней части гидроузла, с нижним обским фарватером. Природе на такое горообразование по надобились бы наверное тысячелетия ра боты солнца, воды и ветра. Строители Обского гидроузла эти горы — миллионы кубометров песчаного грунта — вычерпали, подняли из котло ванов канала и шлюза за два года. Насыпали эти высокие горы железные землекопы — экскаваторы, и, в первую очередь, шагающие экскаваторы — эта замечательные землеройные комбайны. Их сорокаметровые, наклонённые к зем ле стрелы, с подвешанными на тросах четырёхкубовыми ковшами виднеются то- тут, то там над сопками вынутого грунта. На левом фланге, почти у самого бе рега Оби, работает шагающий экскава тор № 101, экипажем которого руково дит старший машинист комсомолец Васи лий Кузнецов, ставший знатным экскава торщиком здесь, на стройке. Недавно он вернулся из Москвы, где был делегатом на XII съезде комсомола. В экипаже все шестеро машинистов — коммунисты и комсомольцы. Этот экскаватор первым- из шагающих прибыл сюда на строй ку, и по праву считается здесь ветераном. Из шести работающих сейчас на стройке 1 шагающих, вероятно, он вынул наиболь шее количество грунта. Прошагав неь сколько километров по обской пойме, вы бросив сотни тысяч кубометров грунта, и оставив после себя глубокую траншею, он первым вышел к реке, к месту, где канал будет впадать в Обь. Сейчас ЭШ-1-101 стоит на самом от ветственном участке землеройного фрон та — в устье канала он возводит земля ную дамбу, которая должна преградить проникновение вешнего паводка в котло ван канала. Василий Кузнецов, вернувшись со съезда и вновь встав за рычаги управле ния замечательной землеройной машины, с жаром принялся за работу, увлекая за собой и весь свой экипаж. — Как, товарищи, не пустим паводок в котлован? — спросил Кузнецов у сто явшей на вахте смены машиниста Вик тора Герасимова. — Не пройдёт. Управимся, — уве ренно ответили ребята. Три других шагающих работают на противоположном конце котлована, там,, где в Обь впадает река Бердь, откуда берёт начало обводной канал. И здесь возводится земляная дамба, ограждаю щая котлован канала от паводковых вод. В самом котловане канала, там, где будет расположена трёхступенчатая лест ница шлюза, работают малые экскава торы, — «ЧКД», «Омики», бульдозеры и скреперы, — производят зачистку кот лована, подготавливают его для укладки бетона, которая должна начаться в мае. Тут, возле котлована, уже построен пра вобережный бетонный завод, с которого и будет подаваться бетон на стройку шлюзов и других гидросооружений. ** * Землеройные машины и, в первую оче редь, шагающие экскаваторы являются на сегодняшнем этапе строительства
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2