Сибирские огни, 1950, № 5
лионов слов. Полное собрание его со чинений, впервые изданное в 1 9 3 8 го ду, насчитывает 20 томов, но и это ещё не всё. Нет здесь замечательных дневников писателя, писем, содержа щих интереснейшие философские рас суждения и высказывания о литерату ре, культуре и политике, нет многих сатирических памфлетов и фельетонов, большей частью потерянных автором в те годы, когда он скрывался от пресле дований гоминдановской полиции. Художественные произведения зани мают лишь три тома этого двадцати томного издания. Остальное — перево ды, публицистика, литературоведение. В этих томах — ранние стихи, пред ставляющие по существу лишь литера туроведческий интерес, и замечатель ная проза: 2 6 повестей и новелл. В рецензируемый сборник вошло семь вновь переведённых новелл, кото рые уже переводились на русский язык и раньше. Все они имеют автобиогра фическую основу. Новеллы «Кун И-цзи» и «Бумажный змей» воспроиз водят годы детства Лу Синя, а в но веллах «Родное село» и «В кабачке» писатель предстаёт уже зрелым челове ком. В этих произведениях нет того но вого героя, которого, как говорит в предисловии А. Фадеев, «Лу Синь ви дел среди авангарда народно-освободи тельного движения Китая». С этим ге роем мы встречаемся в иных его рас сказах («Лекарство», «Развод», «История с волосами»). Здесь же пе ред нами — не борцы против феодаль но-помещичьего произвола, а жертвы этого произвола. Учёный книжлик Кун И-цзи (герой одноимённой новеллы), опустившийся до ремесла карманного вора, исковерканный жизнью неудач ник Лю Вей-фу, растративший свою былую энергию на - пустые, никому не нужные дела («В кабачке»), тёмная невежественная крестьянка Шань-сы, несущая шарлатану последние свои сбережения, чтобы спасти умирающего ребёнка («Завтра»), интеллигент, об речённый на скитания в поисках грошё- вого заработка и вынужденный на всегда расстаться со старым домом, где жил весь его род, и ехать на чуж бину («Родное село») — вот эти обра зы, являющиеся обобщёнными соци альными типами феодально-раздроблен ного, нищего и глубокозастойного Ки тая. Они написаны рукой гневного ра зоблачителя, срывавшего ханжеские маски со звериного лика китайского феодализма, рукой борца за социаль ное переустройство, за раскрепощение человека от оков феодально-колониаль ного рабства. Вошла в сборник и новелла «Ма ленькое происшествие». Это — самое короткое из художественных произве дений Л у Синя и, вместе с тем, один из самых замечательных образцов ки тайского реализма, поднявший незначи тельный, но и типичнейший случай до высот огромного социального обобще ния. Написана она в манере, той исклю чительной сдержанности, которая от личает творчество Лу Синя, и теми скупыми, но никогда не блёкнущими красками, которые приобретают особую яркость, сочность и выразительность при глубоком вчитывании в произведе ние. Лу Синь любил именно такие, незна чительные сами по себе, сюжеты. Но велла воспроизводит маленькое улич ное происшествие: рикша сшиб с ног старуху, переходившую дорогу. Никто этого не .видел, и рикша, промчавшись дальше, мог бы избежать неприятно стей. Но он заботливо поднял старуху и, поддерживая за локоть, проводил её в полицейский участок. Зачем? Что бы там на «его составили протокол, оштрафовали и, быть может, лишили права на грошёвый заработок. Этот, с виду мелкий, случай приводит автора к глубочайшим философским обобще ниям, к мысли о том, что вся древняя конфуцианская мудрость, ещё пользо вавшаяся в то время авторитетам не оспоримого догмата, ничто перед бла городным поступком рикши. Конфуци анская мораль ещё никого не исправи ла, хотя веками твердила о великоду шии и самоусовершенствовании. А вот поступок рикши, этот ярчайший пример истинного человеколюбия, тёплой забо ты о живом существе, не только на всегда запомнился автору, но и стал для него источником новых сил для борьбы за счастье человека, лучсм надежды на освобождение. Едва ли найдется в Китае прозаик, который так или иначе не коснулся бы вопроса о рикшах. Но как за последние тридцать лет описывали этих предста вителей китайского люмпенпролетариз- та? В лучшем случае их только жале ли, плакали над их горемычной судь бой. Иначе подошёл к этой теме Лу Синь. Подобно Горькому, раскрывшему под лохмотьями волжского босяка жи вое человеческое сердце, способное к высокой любви и справедливой ненави сти, он показал, сколько чуткости, глу бокого благородства и истинной чело вечности в этом рикше, которого гадливо .презирало феодально-буржуаз ное общество, и филантропически, т. е., по существу, с тем же презрени ем, жалела китайская литература. Именно это отношение, к простому человеку из народа, как к носителю высоких благородных качеств и свойств, и сделало Лу Синя не только крупнейшим и глубоко принципиаль ным писателем, но и непримиримым борцом за освобождение человека, за
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2