Сибирские огни, 1950, № 5
читаем рассказ «Скворец». Полны дра матизма, беспредельного мужества рас сказы «Охотничья команда», «В го рах», «Лыжи». Охота — труд. Именно И. Арамилев сделал вклад в советскую литературу, опоэтизировав охоту, не только как спорт, но труд многих и многих тысяч советских людей. Наша страна богата охотничьими местами. Неутомимые охотники промышляют, увеличивая богатство Родины. В Сибири, на Даль нем Востоке пушным промыслом зани маются не только семьи, но целые сё ла. Об охоте, повторяем, писалось не мало, но И. Арамилев по-новому в худо жественных образах показал охотников- промысловиков. Укажем на повесть «Путешествие на Кульдур». Зоотехник Охлопков, охотник Ерофей и нанаец Вандага совершают путешествие на Кульдур — в глухое, таёжное место, чтобы поймать самца-изюбря. Они вы полняют будничное поручение колхоза. Повесть читается с огромным интере сом. У каждого из участников экспеди ции свой характер, язык, привычки. Ерофей любит прихвастнуть и похва литься. ^Ему не чуждо и тщеславие. С неохотой Ерофей начал путешествие. В дни неудач он готов был вернуться об ратно, не поймав изюбря. Но долг оста навливает его. В критическую минуту этот немного тщеславный и несмелый человек приходит на выручку своим то варищам. Он добивает раненого тигра и спасает зоотехника. Пусть это потом послужит ему темой рассказов и «не много — преувеличенных»; пусть им гордится молодая жена — Ерофей, вы ручая товарищей, не думал о тщесла вии. Он, как советский человек, выпол нил только долг. Вандага ■— младший брат Дерсу Уза- ла — героя повести В. Арсеньева. Ван дага «простодушный и наивный, как дитя, честный во всём, он, вероятно, за всю свою жизнь не сказал слова неправды, и он всегда сердится, если ему в чем-нибудь не верят». Арамилев щедро, любовно, правдиво нарисовал образ Вандаги. Этот тип человека — доорый, честный, любим автором. Правдивостью, безупречной честностью Вандага напоминает деда Спиридона. Много суровых лет прожил Вандага. Охотник, искатель жень-шеня, много ис пытал в жизни. Он был первым чело веком среди нанайцев, который не по верил, что тигр «священный зверь». Вандага убил тигра. Сородичи изгнали Вандагу. Ему пришлось скитаться по тайге. Была у него жена и сын. Хун хузы убили жену и сына, разорили его хижину. Опять Вандага идёт на до бычу в тайгу. Как бы жизнь его ни ко веркала, как бы ни было трудно, Ван дага остался человеком-жизнелюбом, полным веры в будущее. Вандага, хотя и сородич Дерсу Уза- ла, но он, как младший брат, живёт среди новых людей. Вандага приютился в колхозном селе. Когда зоотехник предлагает ему быть заведующим оле неводческой фермой. Вандага говорит: •—• Моя мало-мало старость прихо ди: глаза худо види, ноги боли по но чам. Охота весь год кончай надо. Моя думать будет о ферме. Спасибо твоя. Это слова благодарности Вандаги колхозникам, русским, советским лю дям за гуманное отношение к нанайцу. Они приютили его, как друга. Совет ский гуманизм помог маленьким народ ностям — нанайцам, манси, эвенкам,. тофам и другим зажить новой, счастли вой жизнью и избежать страшной судь бы ■— вымирания, на которое они бы ли обречены капиталистическим обще ством. Нам известна судьба индейцев: в Америке ■— капиталисты отобрали у них землю, охотничьи угодья, и обездо ленный, изгнанный с родных мест м*а- ленький народ, погибает. Социалистическое общество нашей страны с особой заботой относится к ма лым народностям. Они не только спа сены от вымирания, но приобщились к культуре, перешли на оседлую жизнь. Какая благодатная тема для писателя создать произведение и раскрыть в нём1 силу советского гуманизма, воскресив шего целые народности. И. Арамилев внёс свою лепту в советскую литерату ру, посвятив ряд своих произведений малым народностям, которым русский народ помог начать свою историю за ново. Произведения И. Арамилева помо гают нам познать природу. Природу И. Арамилев знает не как турист, а как умный, наблюдательный человек. Он не любуется природой, а изучает её. Писатель прекрасно изучил повадки зверей, птиц. Но все его рассказы, да же такие, где описываются просто слу чаи на охоте, общественно значительны и поучительны. Маленькие рассказы «Внуки», «Утята», по мастерству кото рые можно сравнить с уральскими «Камнями-самоцветами» побуждают нас к глубокому раздумью, а ведь каж дый этот рассказ в журнале можно при крыть ладонью. От произведений Ивана Андреевича Арамилева веет светлой радостью. Ге рои его книг — мужественные, неустан ные охотники, следопыты; деятельные советские люди, любящие труд, приро ду и советскую Отчизну. Я. МАНУЙЛОВ..
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2