Сибирские огни, 1950, № 5

читаем рассказ «Скворец». Полны дра­ матизма, беспредельного мужества рас­ сказы «Охотничья команда», «В го­ рах», «Лыжи». Охота — труд. Именно И. Арамилев сделал вклад в советскую литературу, опоэтизировав охоту, не только как спорт, но труд многих и многих тысяч советских людей. Наша страна богата охотничьими местами. Неутомимые охотники промышляют, увеличивая богатство Родины. В Сибири, на Даль­ нем Востоке пушным промыслом зани­ маются не только семьи, но целые сё­ ла. Об охоте, повторяем, писалось не мало, но И. Арамилев по-новому в худо­ жественных образах показал охотников- промысловиков. Укажем на повесть «Путешествие на Кульдур». Зоотехник Охлопков, охотник Ерофей и нанаец Вандага совершают путешествие на Кульдур — в глухое, таёжное место, чтобы поймать самца-изюбря. Они вы­ полняют будничное поручение колхоза. Повесть читается с огромным интере­ сом. У каждого из участников экспеди­ ции свой характер, язык, привычки. Ерофей любит прихвастнуть и похва­ литься. ^Ему не чуждо и тщеславие. С неохотой Ерофей начал путешествие. В дни неудач он готов был вернуться об­ ратно, не поймав изюбря. Но долг оста­ навливает его. В критическую минуту этот немного тщеславный и несмелый человек приходит на выручку своим то­ варищам. Он добивает раненого тигра и спасает зоотехника. Пусть это потом послужит ему темой рассказов и «не­ много — преувеличенных»; пусть им гордится молодая жена — Ерофей, вы­ ручая товарищей, не думал о тщесла­ вии. Он, как советский человек, выпол­ нил только долг. Вандага ■— младший брат Дерсу Уза- ла — героя повести В. Арсеньева. Ван­ дага «простодушный и наивный, как дитя, честный во всём, он, вероятно, за всю свою жизнь не сказал слова неправды, и он всегда сердится, если ему в чем-нибудь не верят». Арамилев щедро, любовно, правдиво нарисовал образ Вандаги. Этот тип человека — доорый, честный, любим автором. Правдивостью, безупречной честностью Вандага напоминает деда Спиридона. Много суровых лет прожил Вандага. Охотник, искатель жень-шеня, много ис­ пытал в жизни. Он был первым чело­ веком среди нанайцев, который не по­ верил, что тигр «священный зверь». Вандага убил тигра. Сородичи изгнали Вандагу. Ему пришлось скитаться по тайге. Была у него жена и сын. Хун­ хузы убили жену и сына, разорили его хижину. Опять Вандага идёт на до­ бычу в тайгу. Как бы жизнь его ни ко­ веркала, как бы ни было трудно, Ван­ дага остался человеком-жизнелюбом, полным веры в будущее. Вандага, хотя и сородич Дерсу Уза- ла, но он, как младший брат, живёт среди новых людей. Вандага приютился в колхозном селе. Когда зоотехник предлагает ему быть заведующим оле­ неводческой фермой. Вандага говорит: •—• Моя мало-мало старость прихо­ ди: глаза худо види, ноги боли по но­ чам. Охота весь год кончай надо. Моя думать будет о ферме. Спасибо твоя. Это слова благодарности Вандаги колхозникам, русским, советским лю­ дям за гуманное отношение к нанайцу. Они приютили его, как друга. Совет­ ский гуманизм помог маленьким народ­ ностям — нанайцам, манси, эвенкам,. тофам и другим зажить новой, счастли­ вой жизнью и избежать страшной судь­ бы ■— вымирания, на которое они бы­ ли обречены капиталистическим обще­ ством. Нам известна судьба индейцев: в Америке ■— капиталисты отобрали у них землю, охотничьи угодья, и обездо­ ленный, изгнанный с родных мест м*а- ленький народ, погибает. Социалистическое общество нашей страны с особой заботой относится к ма­ лым народностям. Они не только спа­ сены от вымирания, но приобщились к культуре, перешли на оседлую жизнь. Какая благодатная тема для писателя создать произведение и раскрыть в нём1 силу советского гуманизма, воскресив­ шего целые народности. И. Арамилев внёс свою лепту в советскую литерату­ ру, посвятив ряд своих произведений малым народностям, которым русский народ помог начать свою историю за­ ново. Произведения И. Арамилева помо­ гают нам познать природу. Природу И. Арамилев знает не как турист, а как умный, наблюдательный человек. Он не любуется природой, а изучает её. Писатель прекрасно изучил повадки зверей, птиц. Но все его рассказы, да­ же такие, где описываются просто слу­ чаи на охоте, общественно значительны и поучительны. Маленькие рассказы «Внуки», «Утята», по мастерству кото­ рые можно сравнить с уральскими «Камнями-самоцветами» побуждают нас к глубокому раздумью, а ведь каж­ дый этот рассказ в журнале можно при­ крыть ладонью. От произведений Ивана Андреевича Арамилева веет светлой радостью. Ге­ рои его книг — мужественные, неустан­ ные охотники, следопыты; деятельные советские люди, любящие труд, приро­ ду и советскую Отчизну. Я. МАНУЙЛОВ..

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2