Сибирские огни, 1950, № 5
такой у него сочный, образный язык. — У кого совесть не замарана, он по ночам крепко спит, ему все дружки- приятели. Запомнишь, что говорю, ай нет? — спрашивает дед Матвея. — Запомню, дедушка! Нужно было дарование И. Арамиле- ва, чтобы так правдиво создать образ старика Спиридона Соломина. Дед Спи ридон явился как бы родоначальником героев его более поздних повестей и рассказов. Спиридон — борец за прав ду, человек светлой и открытой души. Главные герои романа Спиридон и Матвей — это цельные, законченные типы. Закрывая книгу, мы верим, что дед, мечтавший о «жар-птице», дожи вёт до наших светлых дней, а Матвей, конечно, встретит Октябрьскую рево люцию с огромной радостью. Он будет её участником, а потом и строителем новой жизни. Нам хочется указать на одну сла бую сторону в романе — это на уход Матвея в тайгу, где он встретился со стариком Евланом. Уход Матвея от лю дей в тайгу совсем не оправдан авто ром. Затворничество, одиночество не в характере Матвея. Не нужно было вво дить в роман эту главу, явно надуман ную. Хотя в ней писатель знакомит нас с Евланом, крестьянином, который вы нужденно жил в лесной глуши, изгнан ный в тайгу капиталистическим общест вом — безжалостным, немилосердным, где действовал один закон: «человек человеку волк». В романе «Юность Матвея» жизнь бьёт ключом. Книга поэтична. Да и всё творчество И. Арамилева излучает свет и радость. Он в своих произведениях показывает правду жизни. А где правда — там поэзия. Талантливый представи тель советской литературы — И. Ара- милев верен социалистическому реализ му. В своих произведениях он утверж дает деятельную, творческую жизнь. У него форма и содержание произведений — неразрывны. Во всех его повестях и рассказах мы чувствуем присутствие Спиридона Соломина — светлого обра за русского человека, повторяющегося в людях нового поколения. Они, герои повестей и рассказов, патриоты, верные сыны социалистической отчизны. Недавно вышла книга «Рассказы охотника». Это творческий отчёт писа теля за многие годы работы в совет ской литературе. В книге пятьдесят рассказов, и ни один не похож на дру гой. Они разнообразны по тематике, по сюжетам. Повествование от первого ли ца — излюбленная манера письма И. Арамилева. Большинство рассказов автор ведёт от своего имени. В первых рассказах он возвращается к детству, к любимым своим героям — Матвею и Спиридону. Это фрагменты, которые потом вошли в роман «Юность Мат вея». Рассказы небольшие,, но в них мысль, идея выражены до предела ясно. Рассказы написаны так задушев но, что мы принимаем их за автобиог рафические. Мы писателю верим, как участнику тех явлений, о которых он пишет. У И. Арамилева мало рассказов, где бы не действовал человек. Для писа теля охота только фон, на котором он. рисует человека-преобразователя, чело- века-борца. «Создавая свои рассказы,. — замечает автор,— я думал о том^ чтобы увлечь молодёжь охотничьей романтикой и поэзией, пробудить страсть к путешествиям по необъятной родине...» . Мы добавим: писатель в сво их произведениях создал: галерею порт ретов героев, которые зовут к деятель ной жизни, показывают пример, как жить, бороться за людское счастье. Прочитав рассказ «Молчун», мы долго- будем раздумывать над судьбой старика Ермолая Молчуна. Восемьдесят лег прожил он. И когда враг стал топтать родную землю, Ермолай решил просто: «погублю врагов». Он знал, что рис кует жизнью, но советский патриот не задумывается над этим. Это человек Белиного подвига. Трагичный, но пре красный венец жизни Ермолая — само пожертвование ради Родины. Этим рас сказом писатель утверждает, что высо кое чувство —•патриотизм — корнями связан с народом. Патриотизм — кров ная связь человека с очагом, с родной землёй, где могилы предков; это когда человек живёт мыслями и чаяниями своего народа. Мы верим писателю, что- Ермолай, проживший всю жизнь в де ревне, там, где жили и его предки, увидевший на закате жизни счастье людей, не мог поступить иначе, и жер твует собою во имя жизни и счастья своего народа. Он жертвовал собою- ещё и потому, что тридцать лет назад поколение Молчуна утверждало и боро лось за Советскую власть. А в тяжё лую годину для Родины Ермолай отдал и свою жизнь на алтарь Отечества. Т а к поступали тысячи советских людей — борцов и строителей коммунизма. Все эти размышления навеяны рас сказом «Молчун». В другой обстановке развёртывается сюжет рассказа «Характер». Много л я примечательного в том, что Харитон Букатый и его племянник Сергей, за стигнутые бурей на острове, удачно спасаются. Но талантливый писатель в этом обыденном случае раскрыл харак теры русских людей — молодого и ста рого поколения. Сродни им и действую щие лица в рассказах, посвящённых автором советским воинам. Мужествен ные воины, эти простые люди, с которы ми до войны писатель встречался у ко стра, и на фронте сохранили чистоту души, гуманность. Затаив дыхание, мы
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2