Сибирские огни, 1950, № 5
от души, волнуют читателя. Лучшие ве щи, написанные Арамилевым, относят ся к Северному Уралу, посвящены лю дям Севера. Роман «Юность Матвея» ценен тем, что в нём отображена уральская деревня накануне Великого Октября. Наше молодое поколение не знает бы та, жизни людей старой уральской де ревни. Оно не знает, что такое пристав, купец, кулак. Без книги молодому по колению трудно представить, какой беспросветной была жизнь бедняка- крестьянина. В романе «Юность Мат вея» Арамилев яркими красками рису ет дикое самоуправство кулаков, куп цов — этих вершителей судеб дореволю ционной деревни. Герой романа Матвей Соломин жи вёт в деревне. Дед Спиридон обучает его азбуке жизни. Потом Матвей уходит на лесосплав, в город, в тайгу. Вме сте с героем и читатель совершает пу тешествие по таёжным местам, по ре кам Урала, по городам. В поисках счастья Матвей встречается с людьми — с такими же, как и он, обездоленны ми, с хозяевами-кулаками, с купцами. Умный юноша ко всему присматривает с я , прислушивается. Пройдёт не мало лет, и Матвей найдёт верный путь, ему укажут дорогу к людскому счастью. Матвей мечтал о «Жар-птице», о которой ему поведал когда-то дед Спи ридон. Только после всех жизненных испытаний Матвей понял, что за люд ское счастье, как и за свое, нужно бо роться. Ровно, задушевно и полно раскры вает писатель образ деревенского юно ши. Герои романа выписаны ярко. У них различные характеры, привычки, язык. Писатель создал галерею портре тов самодуров, стяжателей в образах купцов Ваганова, Шатрова, кулака Бо родулина, Агафона Петровича. Они, эти вершители судеб дореволюционного За уралья, угнетали народ. В простых лю дях они видели рабов. Агафон Петро вич — жадный, жестокий человек. При нимая на работу Матвея, он говорит: — Выручку воровать не смей... Ко пейку утаишь — сгною в тюрьме. Я вас, дармоедов шелопутных, насквозь вижу. — Что ты, Агафон Петрович,— оби жаюсь я,— как можно? — Помалкивай. Сам знаю: все во ры, все мошенники. В этом коротком диалоге дан харак тер Агафона Петровича — скряги, же стокого человека. «Юность Матвея» — одна из книг, которая правдиво поведа ла нам о беспросветной жизни трудя щихся деревни и города в Зауралье в годы реакции после 1 9 0 5 г. И. Арами- лев^ почти единственный писатель, кото рый со всей страстностью художника рассказал нам о жи.зни крестьян и оа- бочих Зауралья в дореволюционное вре мя. Но он не только рассказал о бес правии народа, а показал борьбу тру дящихся за свои права. Как бы ни была жизнь без просвета, надежд, как огром ная тёмная пропасть, но она не увлекла в пучину Матвея Соломина. Жизнь мя ла его крепко, но крепки были у Мат вея корни, связывающие его с народом. Матвей — это молодое поколение до революционной деревни. Его прадеды работали на Строгановых, прокладыва ли первые пути в Сибири. История это го края наложила отпечаток на харак тер уральских людей. Поколение двадцатого века не похо же на своих отцов. У него новые каче ства в характере, люди 20 века уже услыхали слово большевиков. Больше вистское слово проникало в деревню. Дед Спиридон пред нами предстаёт не как мужик глухомани, он — человек, знающий, где правда. Как только до де ревни дошёл слух о революционном движении в 1 9 0 5 году, он поднял дух сибиряков, уральцев. Спиридон не огра ничивается деятельностью в своей де ревне, а едет к народу манси и там призывает народ бороться за свободу. Дед Спиридон написан автором с большой теплотой. Это мудрый старик, потомок великих землепроходцев, пер вооткрывателей земель Сибири. Как че ловек нового века, он борется за новое, но он еще не освободился от суеверий, верит в приметы и когда ставит капка- . ны, то приговаривает: «Встану я, раб божий Спиридон, перекрестясь, благо словляясь из ворот в ворота, из дверей в двери, на восток, на запад. Ставлю я ловушку на лисицу рыжую, на лисицу чернобурую, на тёмного соболя». Па дает белка, Спиридон шепчет: «ком на пол». Читая книгу, мы не только скульп турно представляем портрет Спиридона, но и могучую силу его правды, кото рую показывает в нём автор на многих страницах книги. Он действительно на писан автором во весь рост. Спиридон глубоко русский человек, сын сурового края. Здесь, на севере Урала, природа не балует человека. Человек должен всё добывать своим трудом. Спиридон трудолюбив. Он впитал в себя народ ную мудрость. Таким людям, как Спи ридон, народ доверяет на хранение все свои лучшие традиции, наделяет их умом, и человек, одарённый восприим чивостью, несёт ,в себе заветы народа до нового поколения. Возмужает Мат вей, и он станет наследником всей муд рости, высоких качеств характера рус ского человека, которые носил в себе Спиридон. Судьба Спиридона нас волнует, та кой он чудесный, самобытный человек! Язык его —■родник русской речи — столько знает дед пословиц, прибауток,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2