Сибирские огни, 1950, № 5

от души, волнуют читателя. Лучшие ве­ щи, написанные Арамилевым, относят­ ся к Северному Уралу, посвящены лю­ дям Севера. Роман «Юность Матвея» ценен тем, что в нём отображена уральская деревня накануне Великого Октября. Наше молодое поколение не знает бы­ та, жизни людей старой уральской де­ ревни. Оно не знает, что такое пристав, купец, кулак. Без книги молодому по­ колению трудно представить, какой беспросветной была жизнь бедняка- крестьянина. В романе «Юность Мат­ вея» Арамилев яркими красками рису­ ет дикое самоуправство кулаков, куп­ цов — этих вершителей судеб дореволю­ ционной деревни. Герой романа Матвей Соломин жи­ вёт в деревне. Дед Спиридон обучает его азбуке жизни. Потом Матвей уходит на лесосплав, в город, в тайгу. Вме­ сте с героем и читатель совершает пу­ тешествие по таёжным местам, по ре­ кам Урала, по городам. В поисках счастья Матвей встречается с людьми — с такими же, как и он, обездоленны­ ми, с хозяевами-кулаками, с купцами. Умный юноша ко всему присматривает­ с я , прислушивается. Пройдёт не мало лет, и Матвей найдёт верный путь, ему укажут дорогу к людскому счастью. Матвей мечтал о «Жар-птице», о которой ему поведал когда-то дед Спи­ ридон. Только после всех жизненных испытаний Матвей понял, что за люд­ ское счастье, как и за свое, нужно бо­ роться. Ровно, задушевно и полно раскры­ вает писатель образ деревенского юно­ ши. Герои романа выписаны ярко. У них различные характеры, привычки, язык. Писатель создал галерею портре­ тов самодуров, стяжателей в образах купцов Ваганова, Шатрова, кулака Бо­ родулина, Агафона Петровича. Они, эти вершители судеб дореволюционного За­ уралья, угнетали народ. В простых лю­ дях они видели рабов. Агафон Петро­ вич — жадный, жестокий человек. При­ нимая на работу Матвея, он говорит: — Выручку воровать не смей... Ко­ пейку утаишь — сгною в тюрьме. Я вас, дармоедов шелопутных, насквозь вижу. — Что ты, Агафон Петрович,— оби­ жаюсь я,— как можно? — Помалкивай. Сам знаю: все во­ ры, все мошенники. В этом коротком диалоге дан харак­ тер Агафона Петровича — скряги, же­ стокого человека. «Юность Матвея» — одна из книг, которая правдиво поведа­ ла нам о беспросветной жизни трудя­ щихся деревни и города в Зауралье в годы реакции после 1 9 0 5 г. И. Арами- лев^ почти единственный писатель, кото­ рый со всей страстностью художника рассказал нам о жи.зни крестьян и оа- бочих Зауралья в дореволюционное вре­ мя. Но он не только рассказал о бес­ правии народа, а показал борьбу тру­ дящихся за свои права. Как бы ни была жизнь без просвета, надежд, как огром­ ная тёмная пропасть, но она не увлекла в пучину Матвея Соломина. Жизнь мя­ ла его крепко, но крепки были у Мат­ вея корни, связывающие его с народом. Матвей — это молодое поколение до­ революционной деревни. Его прадеды работали на Строгановых, прокладыва­ ли первые пути в Сибири. История это­ го края наложила отпечаток на харак­ тер уральских людей. Поколение двадцатого века не похо­ же на своих отцов. У него новые каче­ ства в характере, люди 20 века уже услыхали слово большевиков. Больше­ вистское слово проникало в деревню. Дед Спиридон пред нами предстаёт не как мужик глухомани, он — человек, знающий, где правда. Как только до де­ ревни дошёл слух о революционном движении в 1 9 0 5 году, он поднял дух сибиряков, уральцев. Спиридон не огра­ ничивается деятельностью в своей де­ ревне, а едет к народу манси и там призывает народ бороться за свободу. Дед Спиридон написан автором с большой теплотой. Это мудрый старик, потомок великих землепроходцев, пер­ вооткрывателей земель Сибири. Как че­ ловек нового века, он борется за новое, но он еще не освободился от суеверий, верит в приметы и когда ставит капка- . ны, то приговаривает: «Встану я, раб божий Спиридон, перекрестясь, благо­ словляясь из ворот в ворота, из дверей в двери, на восток, на запад. Ставлю я ловушку на лисицу рыжую, на лисицу чернобурую, на тёмного соболя». Па­ дает белка, Спиридон шепчет: «ком на пол». Читая книгу, мы не только скульп­ турно представляем портрет Спиридона, но и могучую силу его правды, кото­ рую показывает в нём автор на многих страницах книги. Он действительно на­ писан автором во весь рост. Спиридон глубоко русский человек, сын сурового края. Здесь, на севере Урала, природа не балует человека. Человек должен всё добывать своим трудом. Спиридон трудолюбив. Он впитал в себя народ­ ную мудрость. Таким людям, как Спи­ ридон, народ доверяет на хранение все свои лучшие традиции, наделяет их умом, и человек, одарённый восприим­ чивостью, несёт ,в себе заветы народа до нового поколения. Возмужает Мат­ вей, и он станет наследником всей муд­ рости, высоких качеств характера рус­ ского человека, которые носил в себе Спиридон. Судьба Спиридона нас волнует, та­ кой он чудесный, самобытный человек! Язык его —■родник русской речи — столько знает дед пословиц, прибауток,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2