Сибирские огни, 1950, № 5
в ТЮЗе, что не оправдано ни психоло гически, ни художественно. Вслед за этим автор показывает не первые шаги Серёжи в овладении ма стерством, а момент, когда он «при вычным уже движением подвёл резец к зажатому в патроне стальному шести гранному пруту», и вскоре на станок упал болт, от начала до конца сделан ный руками Серёжи. И оттого, что Ма стеренко избегает показывать трудно сти, стоящие перед молодым рабочим, преодоление их, читателя менее радуют и его победы. И даже лучшая в этой книге глава, посвящённая введению по тока — в ней показаны не только по ступки, но и мысли и чувства героев,—- не восполняет целиком этот пробел в раскрытии внутреннего мира Серёжи. И ещё один момент в книге вызы вает возражение. Когда в цехе организуется фронто вая комсомольско-молодёжная бригада, она не может быть названа просто ком сомольской только потому, что среди вступивших в неё есть не комсомолец— Серёжа Иванов. Но почему именно он — хороший, честный парень, на при мере которого автор стремится рас крыть пути-дороги советской молодёжи, он, бывший пионер, в суровые военные годы так долго остаётся вне комсомо ла, а грубоватый Генка, подхалим ствующий Сеня Кочкин названы авто ром комсомольцами? Мы не можем от ветить на этот вопрос, так как в по вести даже не упоминается, была ли в школе, из которой пришёл на завод Серёжа, комсомольская организация, как она работала, какое влияние ока зывала на ребят. В конце книги токарь третьего раз ряда Сергей Иванов вступает в комсо мол. Но и к этому решению герой приходит без какого-либо влияния комсомольской организации. ‘ Автор дважды упоминает, что комсоргом цеха является Александр Бахарев, но нигде не показывает его работы, поручая все комсомольские дела, например органи зацию комсомольско-молодёжной брига ды, непосредственно парторгу завода и начальнику цеха. Да и само вступление в комсомол не показано как значительное событие в жизни Серёжи. Герой даже забывает передать заявление и анкету комсоргу, пока тот сам не напоминает ему об этом. Собрание проходит торопливо — описание его занимает всего полстра ницы, а ведь это первое комсомольское собрание в жизни Серёжи. И вот это отсутствие комсомола, его работы и влияния в повести о путях-дорогах со ветской молодёжи является крупней шим недостатком книги. Наряду с образами основных героев — подростков, юношей и девушек — Мастеренко создаёт ряд образов их старших товарищей, взрослых, направ ляющих молодёжь по верному пути. Это прежде всего образ инженера Ме- фодия Кирилловича Остапенко, один из лучших в повести. Непоколебимым авторитетом пользуется у ребят Мефо- дий Кириллович. Автор хорошо пока зывает, что его подлинное социалисти ческое отношение к труду, беззаветная преданность делу строительства завода, умение во-время и очень чутко попра вить ошибающуюся молодёжь, подска зать единственно верное решение мно гое определяет в жизни героев повести. Не случайно в самые трудные, самые решающие минуты своей жизни Серё жа как бы равняется на инженера Остапенко. Обогащают Серёжу и встречи с го рячей в работе, сумевшей подавить личное горе, бригадиршей колхоза «Красное знамя» Ольгой Николаевной и старым колхозником Куренком. Хотя автор уделяет описанию Курен ка всего маленькую главку, в четыре страницы, образ старика, любящего вникать во все артельные дела и в трудные минуты жизни страны надеваю щего свой потёртый партизанский ко жан, надолго запоминается читателем. Правильно показывая, что в воспи тании советской молодёжи участвуют различные факторы—общественная сре да, семья, взрослые товарищи, Масте ренко вместе с тем несколько принижа ет значение школы, как решающей си лы в формировании мировоззрения де тей и юношества. Хотя жизнь школы как будто занимает значительное место в книге, в повести нет ни одного обра за педагога. Интересно намеченный об раз нового директора школы не получа ет достаточного развития. В. Мастеренко хорошо рисует пре бывание ребят в колхозе, пионерских лагерях, их жизнь в семье, с большой теплотой рассказывает о дружбе Серё жи и Володи, тонко, убедительно пока зывает зарождение любви Серёжи к Вале Остапенко. Но, не показывая влияния школы и комсомола, этих ре шающих факторов в жизни нашей мо лодёжи, автор несколько обедняет со ветскую действительность. Повесть Мастеренко написана ярким, выразительным языком. Но местами стремление подобрать оригинальный об раз, свежие сравнения как бы превра щаются в самоцель, некое словесное экспериментирование. Неправомерным кажется и появляю щееся дважды в повести обращение к читателю: «Читатель, наверное, вспом нит случай, о котором рассказывал ра неный лётчик. О нём много писали в газетах», или: «Собственно, теперь следует рассказать о том, что случи лось в конце, раз уже эта глава назва
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2