Сибирские огни, 1950, № 5
серьёзных идейно-художественных не достатков. Владимир Мастеренко выбрал для изображения сравнительно небольшой круг действующих лиц. Это вполне за конный приём, характерный для жан ра повести. Но, работая именно над повестью, пытаясь проследить судьбу немногих выбранных для изображения лиц, в пределах одной сюжетной линии, автор должен стремиться максимально индивидуализировать своих героев и в то же время наделить их чертами, ти пичными для сотен и тысяч юношей и девушек нашей страны. Однако это не всегда удаётся молодому писателю. Целый ряд действующих лиц пове сти недостаточно индивидуализирован, наделён близкими друг другу чертами характера. Очень похожи По психоло гическому складу, поведению, манере говорить школьник Гущин, молодой колхозник Панька и токарь Никитин. Грубоватость, задиристость, склонность к бахвальству, необоснованная заносчи вость присущи каждому из них. И ка жется не случайным, что автор снабжа ет имена только этих трёх персонажей в повести суффиксом «к» и, всё время называя их Володька, Панька и Генка, как бы подчёркивает как внутреннюю близость героев, так и особенности их характера. Но от того, что и в школе, и в колхозе, и на производстве автор встречает именно таких грубоватых, не сколько развязных и драчливых под ростков, создаётся невольное обобще ние, неверно отражающее советскую действительность. Подросток, типа лю бого из трех названных выше, может встретиться в нашей жизни, но навряд ли верно рассматривать его черты, как типичные для советской молодёжи, а ведь на такой вывод наталкивает ана лиз образов трёх из семи юношей, вы веденных в книге. Между тем автор мог бы легко из бежать этих ошибок, если бы более тщательно подошёл к изучению и отбо ру явлений действительности. Ведь в образе того же колхозника Паньки много по-настоящему хорошего и обая тельного. Жажда знаний, любовь к чтению, по-мальчишески наивные и в то же время верные по своей направ ленности мечты об организации колхо зов у папуасов на Новой Гвинее — вот что составляет подлинное лицо «бело брысого», так неприветливо встретив шего приехавших в колхоз юных горо жан и чуть не ввязавшегося в драку с Володькой. Да и в образе Гущина многие отри цательные черты объясняются лишь оригинальностью в поступках, которую усиленно подчёркивает автор. Поэтому отсечение случайного, лежащего на по верхности явления, только кажущегося правдоподобным, и выявление тех черт характера, которые действительно при сущи советскому молодому человеку,— вот путь, по которому должна итти до работка этих образов. Серьёзные воз ражения вызывает образ Генки Ники тина. Он совершенно лишён развития. Даже вступив в комсомольско-моло дёжную бригаду, признав свою непра воту по отношению к Серёже, Генка остаётся тем же «чубатым», грубым и хамоватым парнем, как и при первом появлении на страницах повести. И именно его присутствие мешает пове рить в то, что комсомольско-молодёж ная бригада является дружным творче ским коллективом. Этот недостаток ста новится особенно ощутимым потому, что противопоставляемый Генке ком сорг цеха Саша Бахарев изображён ме нее ярко и в то же время напоминает по своему психологическому складу — солидности и рассудительности — уже знакомого нам по первой части книги колхозного паренька Ивана Антипкина, ругающего Паньку за лихость. И от то го, что уже совсем бледно нарисованы образы остальных членов комсомольско- молодёжной бригады Нины и Сени Кочкина, наделённого лишь стремлени ем во всём следовать за Генкой, заклю чительная часть книги, описывающая жизнь завода, несколько уступает по своим художественным достоинствам первой.. Менее глубоко раскрыт во второй части повести образ и её главного ге роя Серёжи Иванова, который в целом безусловно является творческой удачей молодого писателя. На примере Серёжи автор показыва ет моральный облик советского молодо го человека. Он наделяет своего героя свежим, непосредственным восприяти ем действительности, искренней трево гой за судьбы Родины, желанием вне сти свою долю в общее дело разгрома врага. Совершенно естественен поэтому путь героя со школьной скамьи к то карному станку — это тоже диктова лось насущными потребностями Ро дины. Направив Серёжу на завод, автор стремится показать, как молодой рабо чий овладевает своей профессией; включается в общий творческий труд всего коллектива. И вот тут-то у пи сателя и не хватает непосредственных наблюдений, тех деталей, которыми так богато всё предыдущее повествование. Так, например, Серёжа в первый день, пребывания в цехе наблюдает за рабо той мастера Стрепетова, но, в то время,, как он не отрываясь смотрел на бешено вращающийся цилиндр, на котором всё; шире расплывался блестящий кружок, перед его мысленным взором вдруг воз никла картина генеральной репетиции
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2