Сибирские огни, 1950, № 5

серьёзных идейно-художественных не­ достатков. Владимир Мастеренко выбрал для изображения сравнительно небольшой круг действующих лиц. Это вполне за­ конный приём, характерный для жан­ ра повести. Но, работая именно над повестью, пытаясь проследить судьбу немногих выбранных для изображения лиц, в пределах одной сюжетной линии, автор должен стремиться максимально индивидуализировать своих героев и в то же время наделить их чертами, ти­ пичными для сотен и тысяч юношей и девушек нашей страны. Однако это не всегда удаётся молодому писателю. Целый ряд действующих лиц пове­ сти недостаточно индивидуализирован, наделён близкими друг другу чертами характера. Очень похожи По психоло­ гическому складу, поведению, манере говорить школьник Гущин, молодой колхозник Панька и токарь Никитин. Грубоватость, задиристость, склонность к бахвальству, необоснованная заносчи­ вость присущи каждому из них. И ка­ жется не случайным, что автор снабжа­ ет имена только этих трёх персонажей в повести суффиксом «к» и, всё время называя их Володька, Панька и Генка, как бы подчёркивает как внутреннюю близость героев, так и особенности их характера. Но от того, что и в школе, и в колхозе, и на производстве автор встречает именно таких грубоватых, не­ сколько развязных и драчливых под­ ростков, создаётся невольное обобще­ ние, неверно отражающее советскую действительность. Подросток, типа лю­ бого из трех названных выше, может встретиться в нашей жизни, но навряд ли верно рассматривать его черты, как типичные для советской молодёжи, а ведь на такой вывод наталкивает ана­ лиз образов трёх из семи юношей, вы­ веденных в книге. Между тем автор мог бы легко из­ бежать этих ошибок, если бы более тщательно подошёл к изучению и отбо­ ру явлений действительности. Ведь в образе того же колхозника Паньки много по-настоящему хорошего и обая­ тельного. Жажда знаний, любовь к чтению, по-мальчишески наивные и в то же время верные по своей направ­ ленности мечты об организации колхо­ зов у папуасов на Новой Гвинее — вот что составляет подлинное лицо «бело­ брысого», так неприветливо встретив­ шего приехавших в колхоз юных горо­ жан и чуть не ввязавшегося в драку с Володькой. Да и в образе Гущина многие отри­ цательные черты объясняются лишь оригинальностью в поступках, которую усиленно подчёркивает автор. Поэтому отсечение случайного, лежащего на по­ верхности явления, только кажущегося правдоподобным, и выявление тех черт характера, которые действительно при­ сущи советскому молодому человеку,— вот путь, по которому должна итти до­ работка этих образов. Серьёзные воз­ ражения вызывает образ Генки Ники­ тина. Он совершенно лишён развития. Даже вступив в комсомольско-моло­ дёжную бригаду, признав свою непра­ воту по отношению к Серёже, Генка остаётся тем же «чубатым», грубым и хамоватым парнем, как и при первом появлении на страницах повести. И именно его присутствие мешает пове­ рить в то, что комсомольско-молодёж­ ная бригада является дружным творче­ ским коллективом. Этот недостаток ста­ новится особенно ощутимым потому, что противопоставляемый Генке ком­ сорг цеха Саша Бахарев изображён ме­ нее ярко и в то же время напоминает по своему психологическому складу — солидности и рассудительности — уже знакомого нам по первой части книги колхозного паренька Ивана Антипкина, ругающего Паньку за лихость. И от то­ го, что уже совсем бледно нарисованы образы остальных членов комсомольско- молодёжной бригады Нины и Сени Кочкина, наделённого лишь стремлени­ ем во всём следовать за Генкой, заклю­ чительная часть книги, описывающая жизнь завода, несколько уступает по своим художественным достоинствам первой.. Менее глубоко раскрыт во второй части повести образ и её главного ге­ роя Серёжи Иванова, который в целом безусловно является творческой удачей молодого писателя. На примере Серёжи автор показыва­ ет моральный облик советского молодо­ го человека. Он наделяет своего героя свежим, непосредственным восприяти­ ем действительности, искренней трево­ гой за судьбы Родины, желанием вне­ сти свою долю в общее дело разгрома врага. Совершенно естественен поэтому путь героя со школьной скамьи к то­ карному станку — это тоже диктова­ лось насущными потребностями Ро­ дины. Направив Серёжу на завод, автор стремится показать, как молодой рабо­ чий овладевает своей профессией; включается в общий творческий труд всего коллектива. И вот тут-то у пи­ сателя и не хватает непосредственных наблюдений, тех деталей, которыми так богато всё предыдущее повествование. Так, например, Серёжа в первый день, пребывания в цехе наблюдает за рабо­ той мастера Стрепетова, но, в то время,, как он не отрываясь смотрел на бешено вращающийся цилиндр, на котором всё; шире расплывался блестящий кружок, перед его мысленным взором вдруг воз­ никла картина генеральной репетиции

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2