Сибирские огни, 1950, № 5
стьянскому восстанию, как социально историческому явлению,— автор стоит на неправильной позиции. Он пишет: «Для Пушкина давно уже стало ясно, что уничтожение крепостничества необходи мо и что оно неизбежно связано с на родным восстанием. Ещё в 1 8 2 2 году Пушкин писал: «Одно только страшное потрясение могло бы уничтожить в Рос сии закоренелое рабство». В. Брындин, таким образом, пытает ся превратить Пушкина в идеолога кре стьянской революции, для чего просто- напросто неправильно цитирует велико го поэта. Вот что писал Пушкин в 1 8 2 2 году: «В случае торжества ари стократии одно только страшное потря сение могло бы уничтожить в России закоренелое рабство, нынче же полити ческая наша свобода неразлучна с осво бождением крестьян, желание лучшего соединяет все состояния противу обще го зла, и твёрдое, мирное единодушие может скоро поставить нас на ряду с просвещёнными народами Европы». Как видим, Пушкин здесь вовсе не говорит о необходимости «великого потрясе ния» , особенно крестьянской револю ции. «Твёрдое, мирное единодушие» — вот путь к искоренению рабства, кото рый видел Пушкин в этот период. Пуш кин был поэтом декабризма, дворянской революции, и идеалы декабризма оста лись основой его мировоззрения на всю жизнь. Что касается народного, кресть янского восстания, то Пушкин понимал и оправдывал его, как закономерный протест против произвола помещиков и царя, но не считал, что крестьянское, народное восстание может самостоятель но свергнуть рабство. Руководящей си лой в борьбе за свободу, в представле нии Пушкина, должны были быть луч шие представители дворянства, став шие во главе крестьянства («Дубров ский»), Революционная значимость твор чества Пушкина громадна, но идеологом крестьянской революции он не был. Он не понимал значения борьбы масс, роли народа в освободительном движении. Четвёртый номер альманаха «Томск» страдает, таким образом, существенны ми недостатками. Основное художест венное произведение, помещённое в нём, ■— пьеса Бабикова, — порочна идео логически, как и стихотворение И. Еро- шина. Художественный уровень почти .всех остальных произведений низок. На звание «Томск» мало соответствует со держанию сборника. Кроме «Записок» Лясоцкого, весь остальной материал ни какого отношения к Томску и даже, в большинстве случаев, к Сибири не име ет. И это — особенность не только дан ного номера альманаха. И в предыдущих его номерах тема Томска, особенно современного, социа листического, не нашла полноценно го художественного воплощения. Есть статьи о далёком прошлом города, об оспопрививании в Сибири (тоже в историческом разрезе) и др., но о Том ске сегодняшнем, социалистическом, почти ничего нет. Томск — город вузов, но догадаться об этом по альманаху очень трудно. Казалось бы, именно^ в этом альманахе шире всего должна бы ла освещаться жизнь многотысячного студенчества, научная работа многочис ленных институтов — яркое выражение расцвета научной мысли в эпоху социа лизма. Нет этого в альманахе. Нет ни каких материалов, говорящих о сущест вовании и работе литературных студен ческих организаций, а таковые, несом ненно, имеются в Томске. Перед редакцией альманаха «Томск» стоят большие задачи. Главная из них — резко повысить идейный и художест венный уровень помещаемых произведе ний. Такие ошибки, как печатание пьесы «Дорога славных» и стихотворе ния И. Ерошина, повторяться не долж ны. Альманах в гораздо большей степе ни должен быть «томским», чем теперь. Это не значит, что в своей тематике он обязан ограничиваться только произве дениями, касающимися жизни Томска и. его области, но он прежде всего должен быть «томским» по своему авторскому составу. Это — первое. Второе — он должен быть и по содержанию преиму щественно «томским». Жизнь Томска, его области многообразна, и богата. Она представляет богатейший материал для художественных произведений самой разнообразной тематики. Нацелить твор ческие устремления своего авторского коллектива в этом направлении, воспи тывать новые писательские кадры из ря дов многочисленной интеллигенции го рода, передовых рабочих и колхозников — такова обязанность редакции аль манаха. И. ГОЛЬДБЕР Г.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2