Сибирские огни, 1950, № 5

найти художественные и публицистиче­ ские произведения, показывающие рост Томска, его людей, успехи промышлен­ ности и сельского хозяйства Томска и области. К сожалению, наши ожидания не сбылись. О выборах в Верховный Совет говорят три статьи, посвящённые кандидатам в депутаты А. Г. Савиных, А. В. Сёмину и В. Н. Черноусову, и два стихотворения — «Всенародный кан­ дидат» Льва Черноморцева и «Сталин­ ский закон» Владимира Досекина. Оба стихотворения представляют собой не больше, чем перепевы многих стихотво­ рений других поэтов. Ничего, говоря­ щего о социалистической Сибири, о Томске в частности, в них нет. Этим материалом ограничивается от­ клик альманаха на выборы в Верхов­ ный Совет. Центральной вещью в сборнике яв­ ляется пьеса Юрия Бабикова «Дорога -славных». Тема пьесы — героизм совет­ ских людей в Великой Отечественной войне. Сын Героя Советского Союза гвардии подполковника Громова, без ве­ дома отца, находящегося на фронте, бросает институт, оканчивает военное училище, в качестве лейтенанта являет- 'ся в часть отца и в первом же сраже­ нии (дело происходит на Курской дуге) героически погибает, бросившись со связкой гранат под вражеский танк. Ав­ т о р пытается показать галерею образов •советских людей, патриотов своей Роди- •ны, на фронте и в тылу. Это ему не удалось. В пьесе выведено много людей, но все они поразительно однообразны. Перед нами ряд плоских лиц с постав­ ленным автором штампом «герой». Ни­ каких характерных черт, говорящих об индивидуальности каждого из действую­ щих лиц, обнаружить невозможно. Из •фронтовых персонажей только боец Ахунбабаев имеет характерную особен­ ность: он постоянно перевирает русские пословицы. Больше ничем иным и он не отличается от остальных фронтовиков. И офицеры, и рядовые бойцы говорят совершенно одинаковым языком. Все •'балагурят и беспрерывно декламируют •о своих воинственных чувствах. Декла­ мация эта порою даже переходит в бах­ вальство. А ведь ни высокопарная дек­ ламация, ни бахвальство совершенно не -свойственны советским людям. Одноликость действующих лиц — ос­ новной недостаток пьесы. Но недоста­ ток этот — далеко не единственный. •Совершенно непонятно, например, пове­ шение одного из главных героев пьесы — подполковника Громова. Начальник штаба сообщает ему. что в полк прибыл ■недавно окончивший артиллерийское училище лейтенант, которого предполо­ жено назначить командиром огневого взвода. Подполковник Громов совершен­ но резонно решает, что назначить толь­ ко что сошедшего со школьной скамьи офицера на такой ответственный пост перед боями нельзя. Но когда выяс­ няется, что офицер — его сын, то мнение Громова почему-то немедленно изменяется. Почему же? Какие основа­ ния у подполковника считать, что его сын обязательно будет лучше какого-ли­ бо другого молодого офицера? Как буд­ то таких оснований нет. Независимо от воли автора, получается, что Громов- старший радеет о «родном человечке». Вообще образ подполковника Громова, задуманный как положительный образ советского офицера, написан неправиль­ но. В решающий момент перед боем он непомерно много говорит, а когда появ­ ляется сын, то как будто и совсем за­ бывает о предстоящем бое и долго бе­ седует на семейные темы. В середине разговора вспоминает: «Эх, и погово- рить-то некогда», но разговор всё же продолжает. Между прочим, установилась какая- то странная традиция, что полководцы, большие и маленькие, во многих лите­ ратурных произведениях обязательно забывают, что им следует есть, и у них обязательно имеется какой-нибудь орди­ нарец, адъютант или ещё какое-нибудь лицо, заставляющее командира питать­ ся. Не избегнул этого трафарета и Ю. Вабиков. Совершенно искажено замечательное проявление патриотизма советских деву­ шек, вступавших в переписку с бойцами на фронте. Девушки посылали на фронт тёплые, ободряющие письма и неза­ мысловатые подарки без конкретного адреса, лишь бы письмо попало како­ му-нибудь воину и облегчило ему тяжё­ лую фронтовую жизнь. Бывали случаи, что переписка кончалась личным зна­ комством, дружбой, иногда любовью, но это были только случаи, а не правило, и уж, конечно, не с целью «найти же­ ниха» вступали девушки в такую пе­ реписку. А вот у Бабикова дело выгля­ дит именно так. Евгений Громов отправ­ ляется на фронт, и вот какой разговор происходит между ним и его сестрой Раей: Рая. К тебе бу дет б о л ьш ая п р о сь б а Евгений, я сл уш аю . Рая. Н е зн аю , к а к н ач ать... одн им с л о ­ вом , эт о сек р ет. Н у вот. я ещ ё ни одного с л о ва не ^п ро и зн есл а, а ты у ж е у л ы б аеш ься . Евгений. Р а я , я н© буду. Говори. Рая. Вот... п р и е д е ш ь н а ф р о н т и если будет во зм о ж н о сть, п о зн а к о м ь м ен я с к а ­ ки м -н иб удь и н тер есн ы м л ей тен ан то м ... ( Е в г е н и й см еётся). Я т а к и зн а л а ... Ну, что ту т см еш ного? Евгений. Р ая ... (см еётся) с л ей тен ан то м . (С м еется. Р а я с ер д и тс я, п ы тае тс я у й ти но Е в г е н и й у д е р ж и в ае т её). К уда ты ? Н е сер д и сь. О б язател ьн о п о зн ако м лю . Р а” * Ты всё п р е в р а щ а е ш ь в ш утку. (П ау­ за). О чень п р о ш у — сд ел ай всё тонко. Не го во р и п рям о, что я ж елаю , а как-н и б у дь н езам етн о п р ед л о ж и ем у. П рим ерн о т а к ск а ж и : «У м ен я, м ол, е ст ь х о р о ш е н ь к а я с е с т ­ р а. есл и х о чеш ь, м о гу д а т ь ад р ес д л я п е­ р еп и ски » .

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2