Сибирские огни, 1950, № 5
найти художественные и публицистиче ские произведения, показывающие рост Томска, его людей, успехи промышлен ности и сельского хозяйства Томска и области. К сожалению, наши ожидания не сбылись. О выборах в Верховный Совет говорят три статьи, посвящённые кандидатам в депутаты А. Г. Савиных, А. В. Сёмину и В. Н. Черноусову, и два стихотворения — «Всенародный кан дидат» Льва Черноморцева и «Сталин ский закон» Владимира Досекина. Оба стихотворения представляют собой не больше, чем перепевы многих стихотво рений других поэтов. Ничего, говоря щего о социалистической Сибири, о Томске в частности, в них нет. Этим материалом ограничивается от клик альманаха на выборы в Верхов ный Совет. Центральной вещью в сборнике яв ляется пьеса Юрия Бабикова «Дорога -славных». Тема пьесы — героизм совет ских людей в Великой Отечественной войне. Сын Героя Советского Союза гвардии подполковника Громова, без ве дома отца, находящегося на фронте, бросает институт, оканчивает военное училище, в качестве лейтенанта являет- 'ся в часть отца и в первом же сраже нии (дело происходит на Курской дуге) героически погибает, бросившись со связкой гранат под вражеский танк. Ав т о р пытается показать галерею образов •советских людей, патриотов своей Роди- •ны, на фронте и в тылу. Это ему не удалось. В пьесе выведено много людей, но все они поразительно однообразны. Перед нами ряд плоских лиц с постав ленным автором штампом «герой». Ни каких характерных черт, говорящих об индивидуальности каждого из действую щих лиц, обнаружить невозможно. Из •фронтовых персонажей только боец Ахунбабаев имеет характерную особен ность: он постоянно перевирает русские пословицы. Больше ничем иным и он не отличается от остальных фронтовиков. И офицеры, и рядовые бойцы говорят совершенно одинаковым языком. Все •'балагурят и беспрерывно декламируют •о своих воинственных чувствах. Декла мация эта порою даже переходит в бах вальство. А ведь ни высокопарная дек ламация, ни бахвальство совершенно не -свойственны советским людям. Одноликость действующих лиц — ос новной недостаток пьесы. Но недоста ток этот — далеко не единственный. •Совершенно непонятно, например, пове шение одного из главных героев пьесы — подполковника Громова. Начальник штаба сообщает ему. что в полк прибыл ■недавно окончивший артиллерийское училище лейтенант, которого предполо жено назначить командиром огневого взвода. Подполковник Громов совершен но резонно решает, что назначить толь ко что сошедшего со школьной скамьи офицера на такой ответственный пост перед боями нельзя. Но когда выяс няется, что офицер — его сын, то мнение Громова почему-то немедленно изменяется. Почему же? Какие основа ния у подполковника считать, что его сын обязательно будет лучше какого-ли бо другого молодого офицера? Как буд то таких оснований нет. Независимо от воли автора, получается, что Громов- старший радеет о «родном человечке». Вообще образ подполковника Громова, задуманный как положительный образ советского офицера, написан неправиль но. В решающий момент перед боем он непомерно много говорит, а когда появ ляется сын, то как будто и совсем за бывает о предстоящем бое и долго бе седует на семейные темы. В середине разговора вспоминает: «Эх, и погово- рить-то некогда», но разговор всё же продолжает. Между прочим, установилась какая- то странная традиция, что полководцы, большие и маленькие, во многих лите ратурных произведениях обязательно забывают, что им следует есть, и у них обязательно имеется какой-нибудь орди нарец, адъютант или ещё какое-нибудь лицо, заставляющее командира питать ся. Не избегнул этого трафарета и Ю. Вабиков. Совершенно искажено замечательное проявление патриотизма советских деву шек, вступавших в переписку с бойцами на фронте. Девушки посылали на фронт тёплые, ободряющие письма и неза мысловатые подарки без конкретного адреса, лишь бы письмо попало како му-нибудь воину и облегчило ему тяжё лую фронтовую жизнь. Бывали случаи, что переписка кончалась личным зна комством, дружбой, иногда любовью, но это были только случаи, а не правило, и уж, конечно, не с целью «найти же ниха» вступали девушки в такую пе реписку. А вот у Бабикова дело выгля дит именно так. Евгений Громов отправ ляется на фронт, и вот какой разговор происходит между ним и его сестрой Раей: Рая. К тебе бу дет б о л ьш ая п р о сь б а Евгений, я сл уш аю . Рая. Н е зн аю , к а к н ач ать... одн им с л о вом , эт о сек р ет. Н у вот. я ещ ё ни одного с л о ва не ^п ро и зн есл а, а ты у ж е у л ы б аеш ься . Евгений. Р а я , я н© буду. Говори. Рая. Вот... п р и е д е ш ь н а ф р о н т и если будет во зм о ж н о сть, п о зн а к о м ь м ен я с к а ки м -н иб удь и н тер есн ы м л ей тен ан то м ... ( Е в г е н и й см еётся). Я т а к и зн а л а ... Ну, что ту т см еш ного? Евгений. Р ая ... (см еётся) с л ей тен ан то м . (С м еется. Р а я с ер д и тс я, п ы тае тс я у й ти но Е в г е н и й у д е р ж и в ае т её). К уда ты ? Н е сер д и сь. О б язател ьн о п о зн ако м лю . Р а” * Ты всё п р е в р а щ а е ш ь в ш утку. (П ау за). О чень п р о ш у — сд ел ай всё тонко. Не го во р и п рям о, что я ж елаю , а как-н и б у дь н езам етн о п р ед л о ж и ем у. П рим ерн о т а к ск а ж и : «У м ен я, м ол, е ст ь х о р о ш е н ь к а я с е с т р а. есл и х о чеш ь, м о гу д а т ь ад р ес д л я п е р еп и ски » .
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2