Сибирские огни, 1950, № 5

Фролов не навязывает эту мысль чита­ телю. Он помогает ему художествен­ ными средствами правильно осмыслить жизненный факт, и читатель сам дела­ ет верный вывод. Действенность произ­ ведения от этого усиливается. Герой третьего стихотворения — ря­ довой продавец. В его будничной рабо­ те нет как будто ничего необычного. Но он не огорчается, когда его подруга за­ мечает: П ри ко м м у н и зм е будут н е в п о чёте Ни сто р о ж а, н и эти... п ро д авц ы . ^Скромный труженик, у которого «ни рубля растраты, зато семнадцать пре­ мий и наград», честно стоит на посту, •он не гонится за славой, и слава сама приходит к нему. Земляки-сельчане, из­ бирая его своим депутатом в Совет, го­ ворят: — Он, п р о д ав ец с бо л ьш и м и ч естн ы м стаж ем , Т ру д и л ся т а к , что бы в ко н ц е кон цов Р а б о т а л и в с е м а га зи н ы н аш и В ез в с я к и х д е н е г и без п родавц о в... В строительстве коммунистического ■общества одинаково необходим труд и хлебороба, и рабочего, и телефонистки, и продавца. Эта большая и верная мысль нашла в стихах Ивана Фролова художественное воплощение. Его стихи ■взволнованны, они продиктованы уваже­ нием к советским людям, гордостью за них. Есть, на наш взгляд, у стихотво­ рений молодого поэта и ещё одно хоро­ шее качество — они «привязаны к ме- •сту» ./Герои стихов Ивана Фролова — не «тообще» советские люди, а его зем­ ляки, жители того края, в котором вы­ рос поэт и который он безгранично лю­ бит, как частицу необъятной Родины. Край этот — степная Кулунда, Алтай. И. Фролов рассказывает о своих земля­ ках, и это придаёт его стихотворениям особенную достоверность, искренность, •задушевность. Герой стихотворения «Кулунда» — комбайнер — восклицает: — Да р а зв е когда-ни будь д у м а л и деды , Что с т ан ет бо гато й т а к о й К улунда! — И читатель вместе с поэтом смотрит на бескрайные колхозные поля, видит •железнодорожные составы с кулундин- ским хлебом и бурлинской солью, хле­ боробов, которые с токов — М аш ут и м аш у т. П р о во ж ая свои п оезда: — Это к Р о д и н е — м атер и н аш ей С х л ебом -со л ы о и д ёт К улунда!.. Сибирь стала новой, неузнаваемой. Это дело советских людей. Иван Фролов показывает нам преображённый край, тружеников Алтая. Перечисленные сти­ хи и многие другие делают его первую •книгу нужной и интересной. И всё-таки после прочтения всего сборника остаётся чувство некоторого неудовлетворения. Обидно за талантли­ вого поэта, не сумевшего или не поже­ лавшего отделить от хороших стихов плохие, и досадно за издательство (ре­ дактор С. Романенко), которое недоста­ точно требовательно отнеслось к автору «Моей Кулунды». Наряду с хорошими стихами, в сбор­ нике много плохих. Можно подумать, что и поэтом и редактором руководило желание сделать книгу как можно более объёмистой. Она распухла за счёт та­ ких слабых стихотворений, как «Озеро Яровое», «Золото», «Гора», «Слава и почёт», «Сваты», «Да здравствует», «Новый год» и некоторых других. Не все перечисленные стихотворения не интересны по замыслу, но все они не­ удачны по исполнению. Мы уже видели, что Иван Фролов умеет простыми и точными словами на­ рисовать картину, передать движение чувства, образно выразить интересную и значительную мысль. В таких стихах, как «Телефонистка», «Шестаково по­ ле», «Продавец», он показал нам зо­ лотых советских людей, ни разу не употребляя слова «золото». Такую же задачу — показать советского челове­ ка —• он, видимо, ставил перед собой, работая и над другим стихотворением. Это стихотворение мы приведём полно­ стью: Н у и м астер! Р у к а у н его золотая!.. Зо л о ты е ч а с ы н а р у ке... З о л о тая п ш ен и ц а степ н ого А лтая... З о л о ти сты е р ы б ы в р еке. . К р и ти к ск аж ет: — Не м н ого ли, б атен ьк а, будет? Это н адо ж : в е с ь л и с т зо л о ты м залитой ! Ч то п оделать! Т акое у ж в р е м я и лю ди: В р ем ен а золоты е, Н арод золотой! Здесь — не очень умелое и не очень оригинальное жонглирование словами, и больше ничего. Ни мысли, ни чувства. Действительно, часы на руке мастера могут быть золотыми, а рыба в реке зо­ лотистой, но эти обстоятельства не ха­ рактеризуют ни мастера, ни времени, ни народ. А что касается критика, то он будет прав, если упрекнёт автора этого стихотворения за бедность изобрази­ тельных средств. Нам кажется, что Иван Фролов потерпел неудачу именно потому, что в работе над «Золотом» он пошёл не от жизни, а от плохих лите­ ратурных образцов. Такими же неудач­ ными произведениями являются «Гора» и «Слава и почёт». Последнее из них могло бы быть деталью какого-нибудь стихотворения, но не самостоятельным произведением. «Гора» и «Слава и «почёт» — заготовки. Они попали на страницы печатного сборника прямо из записной книжки. И очень жаль!

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2