Сибирские огни, 1950, № 5

впечатление, что вся так называемая экспозиция .рассказа чрезвычайно длин­ на и маловыразительна. А ведь автор сумел и в этих двух главах дать резко очерченные, выразительные образы! Кроме того, в рассказе Ф. Данилова есть и другой существенный недостаток. Писатель хотел показать трудолюбивый, дружный советский коллектив, попытал­ ся дать целый ряд положительных об­ разов, показать рост сознания советско­ го человека в понимании им своего дол­ га перед обществом, перед Родиной. А между тем команда газохода и в первую очередь капитан, человек бывалый и опытный, отправляясь в трудный рейс, многого не предусмотрели. У них, на­ пример, не оказалось в нужную минуту никаких средств, чтобы без риска для жизни преодолеть 1 0 0 — 150-метровое водное пространство. Капитан знает, как легко утонуть в холодной воде, и всё-таки мальчика посылает на берег, ничего ие предприняв, чтобы предохра­ нить его от возможной гибели. Думает­ ся, что доблести во всём этом для вод­ ников нет. В повести «Армейская закалка» А. Никульков стремился раскрыть по­ степенный рост советского бойца, пока­ зать, как закалялся он физически и мо­ рально, как укреплялась его воля и по­ вышалась идейно-политическая подго­ товка. В. рассказе автору удалось пере­ дать движение, развитие ■образа. Мы видим, как Купричев освобождается от своих недостатков, видим, как он бо­ рется за воспитание в себе высоких мо­ ральных качеств, как, наконец, побеж­ дает. Это раскрыто на фактах обыден­ ных, будничных, повседневных. Подку­ пает в рассказе знание солдатской жиз­ ни. Служба в ней — это тот же труд, большой, сложный, почётный. К сожалению, рассказ не лишён зна­ чительных недостатков. Многочисленные герои рассказа, за редким исключени­ ем, крайне однообразны. Брысин, Ка­ пустин, Звонков и многие другие никак и ничем друг от друга не отличаются. Их трудно представить, увидеть, полю­ бить. По замыслу автор должен был показать, как под воздействием коллек­ тива и воинской дисциплины рождаются высокие качества бойца Советской Ар­ мии. Но коллектива бойцов в рассказе и не дано. Автор хотел подчеркнуть, что в бойце воспитываются стойкость, выносливость, оптимизм. А рассказ вы­ держан преимущественно в унылых то­ нах и красках. На первом плане уны­ лые пейзажные зарисовки, тяжёлые сцены нечеловеческого напряжения. То и дело вы можете встретить слова «вя­ ло», «уныло», «нудно», «тяжело» и т. п. А слово «усталость» особенно полюбилось автору. Здесь есть и «не­ преодолимая усталость ( 1 4 4 стр.), «нечеловеческая усталость» ( 1 4 8 стр.), и «дьявольская усталость» ( 1 4 9 стр.),. и «томительная усталость» ( 1 5 9 стр.),. и «тяжёлая усталость» ( 1 7 1 стр.), на­ конец, просто «усталость» или «уста­ лая вялость», «усталая складка» и. многое другое подобное. И всё это да­ но в соответствующем, мрачном оформ­ лении. Даже для последней, завершаю­ щей рассказ, сцены автор не нашёл бо­ лее светлых красок: «Купричев вышел. на улицу и сразу погрузился в мягкую- и непроницаемую черноту ночи. Каза­ лось, не было ни неба, ни земли, — только сплошная темь, растворявшая в: себе всё. Глухая тишина царила вокруг. Такие ночи бывают перед дождём, за­ тяжным и нудным по-дальневосточно- му...» А в соответствии с замыслом, рассказ должен быть проникнут свет­ лым чувством радостного удовлетворе­ ния достигнутым. В рассказе, кроме того, отсутствует тот сюжетный стержень, который часто- делает произведение интересным, увле­ кательным. События тянутся в нём од­ но за другим, почти никак не волнуя и не трогая читателя. Об этой сюжетной, стороне своих рассказов молодому авто-' ру следует подумать. Интересен рассказ Б. Петрова «Го­ лубая падь». Писатель неторопливо- рассказал в нём о несложной, но важ­ ной и нужной на войне работе трёх де вушек-регулировщиц. Автор сумел ска­ зать о них самое главное и характерное. Читатель видит его героев и верит им. Именно так. может говорить и думать- советская девушка о доме, о сенокосе, о работе в колхозе, о- своём отношении к заграничным порядкам: «Скучаю я, товарищ сержант, домой хочется, на покос, работать с девчатами. Надоела, нам эта заграница, как горькая редька. Сердце у меня лопается от ихних по­ рядков. Разве это жизнь, если на лю­ дях, как на лошадях, разъезжают?» За исключением последней сцены столкновения с японцем, в рассказе нет каких-либо острых положений, сложных неожиданных поворотов сюжета; писа­ тель стремился как можно полнее опи­ сать девушек, раскрыть их внутренний мир, показать их способность и готов­ ность к подвигу. Единственным недостатком рассказа является, пожалуй, его некоторая рас­ тянутость. Так, в четвёртой главе чита­ тель по существу ничего нового о де­ вушках не найдёт. Здесь рассказано о том, как Галя нашла в речке мёртвого китайца. Это можно и нужно было сде­ лать короче. Лучшим, по нашему мнению, в сбор­ нике является рассказ Алексея Кердо- да «Обида Самбу». Он строг и чёток по композиции, значителен по идейному содержанию. В рассказе убедительно' показано, что передовая наука в совет­ ском обществе проникает всюду и ста

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2