Сибирские огни, 1950, № 5
Если первое стихотворение Ив. Ап- релкова «Я полюбил свой цех» звучит хорошо и его хочется перечитать, осо бенно за превосходный афоризм в кон це: <-,Не полгобя, нельзя трудиться, тру дясь, нельзя не полюбить», то второе — «В избе-читальне» в художественном отношении беспомощно. Почти каждая •строфа вызывает протест и недоумение. Поэту надо нарисовать простую карти ну: наступил вечер. И вот как она вы глядит в стихах Ив. Апрелкова: З р я ты зв ёзд ы , ту ча, засти ш ь : Не п ад ёт н а зем л ю м гл а — У и зб ы вон с тав н и н астеж ь, С вет с т р у и т с я вд о ль села. Во-первых, звёзды не освещают зем лю; Е о -вторы х, вечерняя мгла наступа ет не потому, что тучи закрывают свет; наконец, к чему здесь и туча, и звёзды, и мгла? Не надо ли поэту быть эконом нее в выборе средств для выражения простой мысли? Но допустим, что всё это нужно было поэту. Представим себе и «ставни настежь», и свет, струящий с я вдоль села. Но что же делать вооб ражению читателя дальше, как ему представить освещённое село, когда Тополь о к н а за к р ы в а е т П ы ш н ы м к р у ж е в о м ветвей . «Красиво» и «образно» во что бы то ни стало, а на деле туманно и на думанно. М. Небогатов в неоольшом стихотво рении «Строитель» не сумел передать красоты и величия труда строителя род ного города, не сумел показать и город, как это' требовалось в соответствии с замыслом. Прочитав восемь строк, мы узнаем только одно: строитель большого города едет на трамвае с работы домой. Звенит трамвай в «гулком коридоре», «мелькают зданья», виден бетонный корпус. И вдруг обобщение: «Он стро ил их, дома-дворцы». Позвольте, где же •они, дворцы? Мы видели 'пока лишь коридор зданий и бетонный корпус. Где большой современный город? Читатель не может верить поэту на слово, он должен видеть. Не украшают сборник и такие стихи Виктора Конева из поэмы «Обыкновен ная история»: «Н ад с е р ы х ту ч В зл о х м ачен н ой гром адой В зош ла лун а... А м еж д у тем К алён ов Ш агает в л а в у со сво ей бр и гадо й Н австр еч у м гле и св и ст у коногонов». Кроме стихов, в сборнике помещено четыре рассказа. Они также посвящены изображению нашей молодёжи и инте ресны по замыслу, но не равноценны по умению передать хорошие намерения в законченных художественных образах. В самом крупном по объему расска зе «Первый рейс» молодой писатель <г>. Данилов повествует о шестнадцати летнем подростке, совершившем свой первый рейс на газоходе в качестве матроса. Это был трудный для него рейс. Мальчику пришлось рисковать своим здоровьем и даже жизнью, чтобы спасти газоход от большой беды, когда он сел на мель в 1 0 0 — 1 5 0 метрах от берега. Действие рассказа относится к 1 9 4 2 году — году войны. Цель рассказа — показать, что советские люди, где бы они ни находились, какое бы маленькое дело ни делали, готовы на любые жерт вы, если это нужно для Родины. Четы ре дня сидит газоход на мели, и коман да решительно ничего не может сделать. Каждый чувствует себя неудобно, не ловко', фальшиво: ведь он «сидит», «бездельничает». Ещё и ещё раз вспо миная о тех, кто сражается или работа ет. механик Костя Веригин решает: «Нет, надо что-то делать!» Больше «бездельничать» они не могут, не име ют права. Ещё раз осуждает себя моло дой и горячий Саша Зорин, главный ге рой рассказа. «Даже, если хотите, это вредительство, — думает он. — Недо дать бойцам на фронт хлеб — это зна чит предать их! Значит предать брата Володю! Нет, надо газоход спасать!» Общими усилиями выход, наконец, найден. Автору удалась сцена сборов Зорина на берег, сцены в поле, в кол хозе, на берегу, когда бригада стаски вала газоход с мели. Написаны они жи во и интереснс. Но главное — автор умеет так нарисовать образ, что мы его довольно ясно представляем, чувству ем. Вот механик Костя Веригин, вот председатель колхоза Анна Тимофеевна Завалова, дед-кслхозник или девушка- трактористка. Это •— запоминающиеся, яркие образы. При этом —• характерной особенностью писателя в обрисовке дей ствующих лиц является обстоятельность. Более или менее живо, но зато подроб но автор рассказывает о герое всё: и о прошлых его делах и поступках, и о внешносви, и о мечтах его. Но едва ли такая, подчас многословная обстоятель ность всегда уместна в рассказе. Рас сказ требует действия и действия, а не описаний, он требует целеустремлённого движения, определённого чёткого раз вития сюжета и не терпит топтания на месте. В рассказе Ф. Данилова 7 0 страниц текста и 9 глав. Но главное событие описано лишь в двух главах на 22 стра ницах. Чем Же заполнены остальные 5 0 ? На них — подробнейшая характе ристика всех членов команды, описание совершенно ненужных в рассказе пери петий с поисками леса, лишнее воспро изведение всех попыток своими силами сняться с мели. Об этом необходимо было сказать кратко и сразу перейти к главным действиям, к определяющему событию. Именно поэтому создаётся
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2