Сибирские огни, 1950, № 5

Если первое стихотворение Ив. Ап- релкова «Я полюбил свой цех» звучит хорошо и его хочется перечитать, осо­ бенно за превосходный афоризм в кон­ це: <-,Не полгобя, нельзя трудиться, тру­ дясь, нельзя не полюбить», то второе — «В избе-читальне» в художественном отношении беспомощно. Почти каждая •строфа вызывает протест и недоумение. Поэту надо нарисовать простую карти­ ну: наступил вечер. И вот как она вы­ глядит в стихах Ив. Апрелкова: З р я ты зв ёзд ы , ту ча, засти ш ь : Не п ад ёт н а зем л ю м гл а — У и зб ы вон с тав н и н астеж ь, С вет с т р у и т с я вд о ль села. Во-первых, звёзды не освещают зем­ лю; Е о -вторы х, вечерняя мгла наступа­ ет не потому, что тучи закрывают свет; наконец, к чему здесь и туча, и звёзды, и мгла? Не надо ли поэту быть эконом­ нее в выборе средств для выражения простой мысли? Но допустим, что всё это нужно было поэту. Представим себе и «ставни настежь», и свет, струящий­ с я вдоль села. Но что же делать вооб­ ражению читателя дальше, как ему представить освещённое село, когда Тополь о к н а за к р ы в а е т П ы ш н ы м к р у ж е в о м ветвей . «Красиво» и «образно» во что бы то ни стало, а на деле туманно и на­ думанно. М. Небогатов в неоольшом стихотво­ рении «Строитель» не сумел передать красоты и величия труда строителя род­ ного города, не сумел показать и город, как это' требовалось в соответствии с замыслом. Прочитав восемь строк, мы узнаем только одно: строитель большого города едет на трамвае с работы домой. Звенит трамвай в «гулком коридоре», «мелькают зданья», виден бетонный корпус. И вдруг обобщение: «Он стро­ ил их, дома-дворцы». Позвольте, где же •они, дворцы? Мы видели 'пока лишь коридор зданий и бетонный корпус. Где большой современный город? Читатель не может верить поэту на слово, он должен видеть. Не украшают сборник и такие стихи Виктора Конева из поэмы «Обыкновен­ ная история»: «Н ад с е р ы х ту ч В зл о х м ачен н ой гром адой В зош ла лун а... А м еж д у тем К алён ов Ш агает в л а в у со сво ей бр и гадо й Н австр еч у м гле и св и ст у коногонов». Кроме стихов, в сборнике помещено четыре рассказа. Они также посвящены изображению нашей молодёжи и инте­ ресны по замыслу, но не равноценны по умению передать хорошие намерения в законченных художественных образах. В самом крупном по объему расска­ зе «Первый рейс» молодой писатель <г>. Данилов повествует о шестнадцати­ летнем подростке, совершившем свой первый рейс на газоходе в качестве матроса. Это был трудный для него рейс. Мальчику пришлось рисковать своим здоровьем и даже жизнью, чтобы спасти газоход от большой беды, когда он сел на мель в 1 0 0 — 1 5 0 метрах от берега. Действие рассказа относится к 1 9 4 2 году — году войны. Цель рассказа — показать, что советские люди, где бы они ни находились, какое бы маленькое дело ни делали, готовы на любые жерт­ вы, если это нужно для Родины. Четы­ ре дня сидит газоход на мели, и коман­ да решительно ничего не может сделать. Каждый чувствует себя неудобно, не­ ловко', фальшиво: ведь он «сидит», «бездельничает». Ещё и ещё раз вспо­ миная о тех, кто сражается или работа­ ет. механик Костя Веригин решает: «Нет, надо что-то делать!» Больше «бездельничать» они не могут, не име­ ют права. Ещё раз осуждает себя моло­ дой и горячий Саша Зорин, главный ге­ рой рассказа. «Даже, если хотите, это вредительство, — думает он. — Недо­ дать бойцам на фронт хлеб — это зна­ чит предать их! Значит предать брата Володю! Нет, надо газоход спасать!» Общими усилиями выход, наконец, найден. Автору удалась сцена сборов Зорина на берег, сцены в поле, в кол­ хозе, на берегу, когда бригада стаски­ вала газоход с мели. Написаны они жи­ во и интереснс. Но главное — автор умеет так нарисовать образ, что мы его довольно ясно представляем, чувству­ ем. Вот механик Костя Веригин, вот председатель колхоза Анна Тимофеевна Завалова, дед-кслхозник или девушка- трактористка. Это •— запоминающиеся, яркие образы. При этом —• характерной особенностью писателя в обрисовке дей­ ствующих лиц является обстоятельность. Более или менее живо, но зато подроб­ но автор рассказывает о герое всё: и о прошлых его делах и поступках, и о внешносви, и о мечтах его. Но едва ли такая, подчас многословная обстоятель­ ность всегда уместна в рассказе. Рас­ сказ требует действия и действия, а не описаний, он требует целеустремлённого движения, определённого чёткого раз­ вития сюжета и не терпит топтания на месте. В рассказе Ф. Данилова 7 0 страниц текста и 9 глав. Но главное событие описано лишь в двух главах на 22 стра­ ницах. Чем Же заполнены остальные 5 0 ? На них — подробнейшая характе­ ристика всех членов команды, описание совершенно ненужных в рассказе пери­ петий с поисками леса, лишнее воспро­ изведение всех попыток своими силами сняться с мели. Об этом необходимо было сказать кратко и сразу перейти к главным действиям, к определяющему событию. Именно поэтому создаётся

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2