Сибирские огни, 1950, № 5
Чтоб п р иш л о до во льство в хаты , Ч тобы ж и зн ь в ко л х о зе к р а ш е С тан о ви л ась с к а ж д ы м днём , Ч тобы д о в ер х у , до кры ш и, Ч то лю бого д о м а вы ш е, З а к р о м а О тчи зн ы н аш ей Ч и сты м п о лн и ли сь зер н о м , — О дного л и ш ь я ж елаю : П у сть у стал о сти н е зн а ю т В эту п ор у н аш и р у к и , У би р ая у р о ж ай . Подбор стихов Ивана Ветлугина во обще удачен. Каждое стихотворение оригинально и своеобразно, у автора чувствуется свой почерк, свой стиль. В стихах Ивана Ветлугина есть то, что называется поэтической картиной. Из шести стихотворений поэта нет ни од ного, которое не рисовало бы перед на ми определённую, точную и ясную сце ну, лицо, характер, действие. Иногда молодыми авторами образность по нимается как необычность, неожидан ность или цветистость метафор, эпите тов, сравнений. Увлекаясь частностями, поэт забывает о целостном восприятии картины читателем. Ивану Ветлугину свойственно верное эстетическое чутьё, позволяющее ему не увлекаться второ степенным и побочным. Ласка и радость утренней зари пе редаётся скупыми и точными словами («зорька заструилась», «зажглась сол нышком», «отразилась думкой»), А за тем идут четыре резко очерченных картины: комбайнер, сталевар, октяб рёнок и сам поэт, увидевший глубокий и радостный смысл в одинаковости цве та зари и нашего знамени. Эти по ви димости разрозненные картины объеди нены большим патриотическим чувством. В стихотворении «Доярки» мы ви дим и людей, и стадо, и поле, дышим воздухом раннего утра, слышим, как гремит ведро, как звонко поёт молочная струя, узнаём, о чём думают и говорят на молочной ферме в колхозе. Обращает на себя внимание большое стихотворение Ивана Кычакова «Гонцы весны». Замечательно оно тем, что по эту удалось верно передать огромное духовное богатство советских людей, кровную личную заинтересованность их во всём новом и передовом. Казалось, нет ничего особенного в том, что фрон товик-агроном везёт новые сорта пше ницы в свой родной колхоз. Но поэт за ставил читателя почувствовать и понять, какое огромное значение имеет этот факт не только для движения вперёд нашего общества, но и для народов дру гих стран. Простота сцены потребовала простоты средств для её выражения. Поэт справился с поставленной перед собой задачей. Стих его ясен, точен, прост, лишён и тени какой-либо искус ственности, вычурности, надуманности. По н ас ы п и с грохотом М чится э к с п р е с с — То горы , то п аш н и , То со п ки , то лес. Вот р е ч к а м ел ьк н у л а С трелой голубой, М гновенье — и р е ч к а У ж е з а спи ной . Задушевно рассказал о молодой учи тельнице Н. Колесников в отрывке ~ из поэмы «В сельской школе». Простотой, безыскусственностью, под купающей теплотой веет от всей поэмы. Она проникнута светлой радостью и жизнеутверждением. Картины, изобра жённые в ней, ярки и выразительны. Поэт нашёл верный тон, точные краски. Невольно мы погружаемся в атмосферу жизни сельской школы, с участием сле дим за переживаниями малышей на их первом уроке и за волнением молодой учительницы. Стоит прочитать только одну сцену, как перед нами встанут живые люди — дети, взволнованные и радостные, потому милые и близкие: В се р е б я та н а м естах . П осм отпи-ка, в сам о м деле, Н а ребят: По зв о н к у в п ер вы е сел и И сидят. Д а к а к сидят! Х оть р и су й к а р т и н у с них, З асн и м ай с ей ч а с в ки но хоть: К аж ды й важ ен , к а ж д ы й тих, В се п о п ар н о , л о к о ть в локоть. М ного их. П од т р е л ь зв о н к а В к л а сс вош л и он и вп ер вы е. Н езн ако м ы е пока. Но у ж е — свои , родн ы е. В н асту п и вш ей ти ш и н е Л иш ь её в е сел ы й голос: — Кто, р е б я та , с к а ж е т мне. Д ля чего п р и ш л и вы в ш колу? Р а зг о р а ю т с я гл аза, Т ян у т р у к и р еб яти ш ки : «Мол, та к о е р а с с к а за т ь Мы су м еем и б ез кн и ж ки » . В поэме удачно раскрыта важная мысль: в нашей стране труд — радость, смысл жизни. И как бы мал или велик этот труд ни был — он всегда совер шается во имя народа, во имя его сча стья. В великом деле строительства коммунизма у нас участвует любой: С воим плечом . С воей р у ко й И з н а с у ч а с т в у е т лю бой В вел и ко м д е л е этом . В ряде стихов сборника есть и не достатки, на которые также хотелось бы обратить внимание. Так, в стихотворе нии Конст. Козлова «Строитель» мож но встретить избитые, трафаретные строки: «Взрывало скалы гулким аммо налом» или: «Зажгла весна пылающие зори». В хороших стихах Ивана Ветлугина есть такие прозаические неудачные строфы: Д о яр к и едут. П уть и дёт Н а стан . Он в д в у х вер стах . У стал о сть тает, будто мёд, (!) В п л еч ах , в спи не, в р у к ах . Стихи Н. Мейсак «Комсомольцы» в большей своей части риторичны, в них много общих мест и отсутствует кон кретный живой образ комсомольца.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2