Сибирские огни, 1950, № 5

Чтоб п р иш л о до во льство в хаты , Ч тобы ж и зн ь в ко л х о зе к р а ш е С тан о ви л ась с к а ж д ы м днём , Ч тобы д о в ер х у , до кры ш и, Ч то лю бого д о м а вы ш е, З а к р о м а О тчи зн ы н аш ей Ч и сты м п о лн и ли сь зер н о м , — О дного л и ш ь я ж елаю : П у сть у стал о сти н е зн а ю т В эту п ор у н аш и р у к и , У би р ая у р о ж ай . Подбор стихов Ивана Ветлугина во­ обще удачен. Каждое стихотворение оригинально и своеобразно, у автора чувствуется свой почерк, свой стиль. В стихах Ивана Ветлугина есть то, что называется поэтической картиной. Из шести стихотворений поэта нет ни од­ ного, которое не рисовало бы перед на­ ми определённую, точную и ясную сце­ ну, лицо, характер, действие. Иногда молодыми авторами образность по­ нимается как необычность, неожидан­ ность или цветистость метафор, эпите­ тов, сравнений. Увлекаясь частностями, поэт забывает о целостном восприятии картины читателем. Ивану Ветлугину свойственно верное эстетическое чутьё, позволяющее ему не увлекаться второ­ степенным и побочным. Ласка и радость утренней зари пе­ редаётся скупыми и точными словами («зорька заструилась», «зажглась сол­ нышком», «отразилась думкой»), А за­ тем идут четыре резко очерченных картины: комбайнер, сталевар, октяб­ рёнок и сам поэт, увидевший глубокий и радостный смысл в одинаковости цве­ та зари и нашего знамени. Эти по ви­ димости разрозненные картины объеди­ нены большим патриотическим чувством. В стихотворении «Доярки» мы ви­ дим и людей, и стадо, и поле, дышим воздухом раннего утра, слышим, как гремит ведро, как звонко поёт молочная струя, узнаём, о чём думают и говорят на молочной ферме в колхозе. Обращает на себя внимание большое стихотворение Ивана Кычакова «Гонцы весны». Замечательно оно тем, что по­ эту удалось верно передать огромное духовное богатство советских людей, кровную личную заинтересованность их во всём новом и передовом. Казалось, нет ничего особенного в том, что фрон­ товик-агроном везёт новые сорта пше­ ницы в свой родной колхоз. Но поэт за­ ставил читателя почувствовать и понять, какое огромное значение имеет этот факт не только для движения вперёд нашего общества, но и для народов дру­ гих стран. Простота сцены потребовала простоты средств для её выражения. Поэт справился с поставленной перед собой задачей. Стих его ясен, точен, прост, лишён и тени какой-либо искус­ ственности, вычурности, надуманности. По н ас ы п и с грохотом М чится э к с п р е с с — То горы , то п аш н и , То со п ки , то лес. Вот р е ч к а м ел ьк н у л а С трелой голубой, М гновенье — и р е ч к а У ж е з а спи ной . Задушевно рассказал о молодой учи­ тельнице Н. Колесников в отрывке ~ из поэмы «В сельской школе». Простотой, безыскусственностью, под­ купающей теплотой веет от всей поэмы. Она проникнута светлой радостью и жизнеутверждением. Картины, изобра­ жённые в ней, ярки и выразительны. Поэт нашёл верный тон, точные краски. Невольно мы погружаемся в атмосферу жизни сельской школы, с участием сле­ дим за переживаниями малышей на их первом уроке и за волнением молодой учительницы. Стоит прочитать только одну сцену, как перед нами встанут живые люди — дети, взволнованные и радостные, потому милые и близкие: В се р е б я та н а м естах . П осм отпи-ка, в сам о м деле, Н а ребят: По зв о н к у в п ер вы е сел и И сидят. Д а к а к сидят! Х оть р и су й к а р т и н у с них, З асн и м ай с ей ч а с в ки но хоть: К аж ды й важ ен , к а ж д ы й тих, В се п о п ар н о , л о к о ть в локоть. М ного их. П од т р е л ь зв о н к а В к л а сс вош л и он и вп ер вы е. Н езн ако м ы е пока. Но у ж е — свои , родн ы е. В н асту п и вш ей ти ш и н е Л иш ь её в е сел ы й голос: — Кто, р е б я та , с к а ж е т мне. Д ля чего п р и ш л и вы в ш колу? Р а зг о р а ю т с я гл аза, Т ян у т р у к и р еб яти ш ки : «Мол, та к о е р а с с к а за т ь Мы су м еем и б ез кн и ж ки » . В поэме удачно раскрыта важная мысль: в нашей стране труд — радость, смысл жизни. И как бы мал или велик этот труд ни был — он всегда совер­ шается во имя народа, во имя его сча­ стья. В великом деле строительства коммунизма у нас участвует любой: С воим плечом . С воей р у ко й И з н а с у ч а с т в у е т лю бой В вел и ко м д е л е этом . В ряде стихов сборника есть и не­ достатки, на которые также хотелось бы обратить внимание. Так, в стихотворе­ нии Конст. Козлова «Строитель» мож­ но встретить избитые, трафаретные строки: «Взрывало скалы гулким аммо­ налом» или: «Зажгла весна пылающие зори». В хороших стихах Ивана Ветлугина есть такие прозаические неудачные строфы: Д о яр к и едут. П уть и дёт Н а стан . Он в д в у х вер стах . У стал о сть тает, будто мёд, (!) В п л еч ах , в спи не, в р у к ах . Стихи Н. Мейсак «Комсомольцы» в большей своей части риторичны, в них много общих мест и отсутствует кон­ кретный живой образ комсомольца.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2