Сибирские огни, 1950, № 5

видим его другим!). Это сказывается и в мелких деталях, рассыпанных в пер­ вом цикле, и в отрывочных сообщениях о существенных фактах его биографии во втором цикл© (где он уже не просто включён в действие, но у него. даже по­ является своя, совершенно самостоя­ тельная сюжетная линия — взаимоотно­ шения с Зиной). Мы узнаём в цикле «Катюша Худо- ногова» о жизни рассказчика следую­ щее: «За годы войны я потерял дом в обычном, повседневном понимании это­ го слова... От «дома» осталось только название города. У меня не было семьи, родственников, вряд ли даже могла сохраниться незанятой комната, где я жил». (А жил рассказчик не во фронтовой полосе, где многие станови­ лись бездомными,— жил в Сибири!). Весьма красноречивы такие, например, его^ самопризнания в рассказе «Камен­ ный фундамент», целиком вытекающие из самого существа этого характера, ка­ ким он обрисован в первой книге: «Мне не хватало людей. Не хвата­ ло локтя товарища. Я сам не знал, че­ го мне не хватало, — не хватало лично­ го участия в труде, не хватало движе­ ния». Право же, подобные «томления духа» и нереализованные в сюжете по­ рывы к какой-то большой-большой ра­ боте куда более свойственны тургенев­ скому Рудину или некрасовскому Ага- рину (из поэмы «Саша»), который «по свету рыщет, дела себе исполинского ищет», чем любому участнику строи­ тельства коммунизма. И уж, конечно, ничего автобиографического для совет­ ского писателя, инженера человеческих душ, не может быть в этом странном и запоздалом варианте «лишнего чело­ века» ! Ничего автобиографического нет, но некоторый неоправданный (подсказан­ ный не действительностью, а выдум­ кой) интерес у самого писателя к лю­ дям без прочного «места в жизни», к сожалению, имеется. Надо* сказать, что черты некоторой неуверенности в себе, «жизненной неустроенности» (хотя бы и подробно мотивированной) можно об­ наружить и у такого сартаковского ге­ роя, как, например, Александр в пове­ сти «Плот идёт на Север» (особенно в первом её варианте). Характерно, что Александр изображён именно в тот мо­ мент его жизни, когда ему тоже не хва­ тает личного участия в труде, и вклю­ чается он в общий труд, в конце кон­ цов, случайно. Но то, что в личности Александра является всё-таки нерешающим, второ­ степенным, то составляет сущность ха­ рактера рассказчика, особенно во вто­ рой части «Каменного фундамента»,— если судить по его поведению, а не по кратким, попутным информациям (на­ пример, о том, что он был одно время политработником в армии). Такого рода, информации резко противоречат его* жизни в сюжете. Им не веришь! Как же могла появиться в книге эта. странная и неправдоподобная фигура?' Какова её сюжетная функция? Отве­ тить на эти вопросы можно только так: своей «бездомностью»,, своим одиноче­ ством и неустроенностью этот персонаж призван подчёркивать и оттенять пра­ вильную, но и без того уже доказанную* автором, мысль о том, что семья — это- «общее дело», которое «всего народа: касается». В рассказе «Каменный фун­ дамент» приятельница Кати Ксения: говорит рассказчику: «...вы уже не- парень-паренёк, а молодой мужчина,. Вам семью надо, жену. Фундамент в; жизни надо закладывать. Чего ж всё: так — без крыши над головой жить?» Получается — даже в отношении на­ звания *—• примитивное и схематиче­ ское, «лобовое» противопоставление;. У Худоносовых есть крепкий «фунда­ мент в жизни», а у безымённого персо­ нажа, который является также и рас­ сказчиком, его нет, ибо он не женат! Автору явно изменило здесь чувство- меры, чувство художественного такта! Не всегда находит Сартаков убеди­ тельные мотивировки для встреч рас­ сказчика с героями. В композиции рас­ сказов кое-что строится по принципу... «щучьего веленья». Проезжая на фронт, через городок, в котором жили Худоноговы, рассказчик забежал в и х домик. Алексей был на. фронте, а Катюша — целую неделю на сплаве. Пора возвращаться на вокзал- Но как же досадно — не увидеть. Катю!.. «А х (подумал рассказчик. — Б. Р .)- если бы могла сейчас открыться дверь. Дверь открылась, и... на пороге по­ явилась Катюша». Во избежание недоразумения пояс­ няю, что многоточия не означают здесь сокращения цитаты. Они — авторские- Цитата —• дословная! Ещё более удивительно, что точно* так же встретил рассказчик Алексея, от которого получил письмо из Сибири на Запад, в адрес политотдела дивизии. Прочтя письмо (только ради этого пись­ ма и упомянут политотдел дивизии!), он мечтал: «Алексей! Увидеть Алексея *— вот всё, чего хотелось мне». И через несколько минут Алексей, находивший­ ся, по последним сведениям рассказчи­ ка, за тысячи километров от него, вне^ запно появляется перед ним! Вместе с Катюшей! Несколько раз Сартаков вынужден, отказываться от «посредничества» рас­ сказчика. В рассказе «Мой сын» (пер­ вый цикл) его выручает подзаголовок— «По запискам капитана Воронцова». В- трёх из семи рассказов второго цикла;

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2