Сибирские огни, 1950, № 5
В рассказе «Васильки» есть очень хорошие страницы, посвящённые появ лению в худоноговской семье нового е ё члена —- маленького Василька (тёз ки своего приёмного брата). Но и в этот рассказ Сартаков включил наду манный и раздутый эпизод тяжёлого «конфликта» между Катюшей и её ро дителями, о чём вычурно сказано: «се рая тень размолвки действительно по селилась здесь». «Не поймём мы друг дружку, как стена поднялась между нами», — твер дит старуха. Размолвка возведена чуть ли не в степень проблемы «отцов и детей». Нет у нас такой проблемы! Нет стены меж д у поколениями! И хотя Сартаков уже в данном рассказе приводит всё к бла гополучной развязке, всё равно на ря де страниц лежит «серая тень» фаль ши. Именно поэтому читать эпизод раз молвки просто скучно. Очевидно, автор пытался показать, что могут ещё встречаться кое-какие «внутренние» помехи на жизненном пути таких су пружеских пар, как Катюша и Алек сей. Но получилось это явно неубеди тельно. В цикле «Катюша Худоногова» зна чительно расширен круг действующих лиц. Кроме родителей Катюши, мы встречаем здесь, например, парторга лесозавода Ивана Андреевича, который •способствует идейно-политическому ро сту Алексея, да и Кати. Образ этот на мечен интересно, и жаль, что он не проходит через всю книгу. Встречаем инженера Никулина, столяра Андрея Волика. Показанная в маленьком эпи зоде первого цикла санитарка Ксения выступает в новых рассказах как ка- менщица, причём ей отведена немало важная роль в высказывании сущест венно важных для автора мыслей. Ви дим мы здесь и руководителя клубной •самодеятельности — человека отсталых ■взглядов, чуждого советскому искус ству. Определённо привлекает внимание читателя такой персонаж, как инженер ‘Зина, девушка, эвакуированная из Ле нинграда. Включены в действие и ещё несколько лиц. И всё-таки читателя не оставляет -убеждение, что главные герои книги — Катюша и Алексей — значительно бледнее показаны в их взаимоотноше ниях с коллективом, чем друг с дру- том. И это — один из существенных недостатков книги. Я упоминал выше ещё об одном пер сонаже этих рассказов, но он заслужи вает специального разговора. Тем бо лее, что, как мне думается, критика не правильно оценила это действующее ли цо книги «Алексей Худоногов», полу чившее дальнейшее — и вполне логиче ское — развитие в новом цикле рас сказов. А. Коптелов в упомянутой рецензии называет его осторожно: «автором или рассказчиком», В. Владимиров («Сиб. огни, 1 9 4 7 , № 1) — просто «авто ром», а Н. Замошкин в статье «Сибир ская повесть» («Литературная газета» от 6 октября 1 9 4 5 года) без обиняков наделяет этого безымённого персонажа фамилией: Сартаков. Замошкин пишет, например: «Чтобы лучше присмотреть ся и войти в доверие к своему герою, Сартаков прикидывается его учеником и безусловным почитателем, давая ему тем самым возможность обнаружить се бя до конца». Или в другом абзаце: «Будучи одним из участников действия, доверенным лицом своего друга, Сарта ков сохраняет в себе (?), тем не менее, все права автора и хозяина действия». Или: «вывел автор себя в книге горо жанином» и т. д. (подчёркнуто всюду мною. — Б. Р.). Правда, Сартаков сам в одном ме сте книги даёт некоторые основания предполагать, будто он в образе рас сказчика, изящно выражаясь, «вывел себя». В рассказе «Встреча на час» один из персонажей (капитан Ворон цов) говорит ему: «.. .я читал ваши рассказы о Худоноговых» . Выходит, что рассказчик и автор — одно и то же лицо. На самом же деле соблазн ще гольнуть оригинальным приёмом при вёл здесь Сартакова к явному и непро стительному просчёту. Возникает необ ходимость разобраться в сути дела. Нельзя, конечно, всерьёз ставить знак равенства между рассказчиком, изображённым в «худоноговском цик ле» , и самим писателем; между наме ченной неясным пунктиром биографией этого персонажа рассказов и реальной биографией Сергея Венедиктовича Сар такова! Это — явное недоразумение. Как «посредник» автора в изображении главных героев, описаний природы и т . д., рассказчик действительно облада ет острой наблюдательностью и хоро шим языком... писателя Сартакова. Но в качестве «одного из участников дей ствия» , в качестве персонажа он на делён очень странной характеристикой. В самом деле, перед читателем воз никает удивительная фигура. Глухо со общается о каких-то неотложных делах и поручениях, то позволяющих рассказ чику встречаться с Худоноговыми, то заставляющих его расставаться с ними. Однако невольно возникает ощущение, что это, хотя и «прекраснодушный» и умный, но слабохарактерный, рассе янный, робкий человек, без твёрдой почвы под ногами. Тем более, что рас сказчик с начала до конца абсолютно бездеятелен, нерешителен, пассивен. (И ему совсем не нужно «прикидываться» теним ■— он таков и есть, мы нигде не
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2