Сибирские огни, 1950, № 5
выразительно характеризуют личность этого человека, отмечают рост его со знания. Удачно применён Сартаковым приём «двухпланового» изображения Алексея, например, в эпизоде спасения плотов, сорванных с причала лесозавода внезап но поднявшейся водой. (Этот рассказ раньше назывался «На плотах», потом — «На запани» и, наконец, — «Катю- шина затея».) Сначала Алексей как бы «заснят» издалека: автор даёт нам возможность наблюдать за его работой с берега. Потом обо всех подробностях обстоятельно и несколько сердито рас сказывает сам Алексей, который пер вым поднял тревогу, вернувшись в кон тору завода после конца своей смены. Нельзя согласиться с оценкой, кото рую дал этому эпизоду А. Коптелов в своей рецензии на первое издание «Алексея Худоногова» (рецензия напе чатана в альманахе «Сибирские огни», книга шестая. Новосибирск, 1 9 4 5 г.). А. Коптелов так объясняет мотивы по ведения Алексея: «В разбушевавшейся реке он стал на самое трудное и опас ное место. И, может быть, даже не по тому, что он хотел спасти все брёвна, а потому, что находит упоение в удали, в преодолении трудностей» (подчёркну то мною. — Б. Р.). Короче: «Есть упоение в бою и бездны мрачной на краю!». Однако нет никаких оснований подобным образом «романтизировать» Алексея, будто бы безотчётно влекомо го опасностью, как таковой. Из разви тия образа в целом, да и из этого рас сказа следует, что Худоногов бросился в опасность не ради её самой, а имен но — спасая государственное добро. Так же «двухпланово» показывает Сартаков Алексея в одном из лучших эпизодов нового цикла — эпизоде рабо ты Алексея на заводе в заключитель ном рассказе второго цикла — «Новый дом»: «Работал Алексей с наслаждением, даже слегка склонив набок голову, словно прислушиваясь к певучим зву кам, какие издавал под его рукой шлих тик...» Не случайно Сартаков поруча ет здесь рассказчику вспомнить скрипа ча, который вот так же склонив голо ву, — и с такой же смелостью, свобо дой и уверенностью, — вдохновенно играет на своём чудесном инструменте. В том, как работает Алексей (как он стал работать, многому научившись и многое осознав), автор видит «творче ский труд художника». В этом срав нении столяра со скрипачом не ощу щается никакой фальши, ничего на сильственного: творческий труд худож ника — вот что стремится вложить со ветский человек в любую деятельность! Но сам-то Алексей отнюдь не удов летворён достигнутым: «отстаёт умение от мысли... Насколько умения в руках прибавится, настолько новые желания у меня вперёд уйдут». И опять-таки долго и увлекательно Алексей расска зывает о своих мечтах и планах. Капиталистическому производству не обходим неразмышляющий рабочий (как капиталистической армии необхо дим неразмышляющий солдат). Нужен живой автомат, робот. В лице Алексея (в последних рассказах) советский пи сатель Сартаков стремится показать противоположный тип рабочего, харак терного для социалистической эпохи, эиохи стирания граней между физиче ским и умственным трудом. Это удаёт ся ему не везде, изредка автор сби вается на схему. Есть во втором цикле много слу чайно привлечённого, необязательного, есть места, заставляющие читателя ска зать себе: «Сомневаюсь». Это относит ся, в основном, к образу Катюши. Ко нечно, во многом образ этот остаётся столь же привлекательным, как и. раньше. Отдельные сцены углубляют этот образ. Но порою автор начинает обращаться не к внутренней логике об раза, а к произвольным «придумыва ниям», и тогда сразу же образ Катю ши тускнеет, ибо утрачивается главное — художественная правда. К примеру, не поверит читатель разговору Катюши с худруком клуба. (И особенно досадно, что этот фальши вый по тону эпизод встречаем рядом с превосходным местом, когда Катюша окончательно приходит к выводу O' не обходимости вступления в партию). Не поверит потому, что просто не видит здесь Катюши, а видит какую-то не знакомую женщину, наделённую к то му же (в отличие от Катюши —■ даже на этом этапе её развития) совершенно интеллигентным языком и несвойствен ными сартаковской героине строем р е чи и интонациями: «Я не знаю, что одобрил Игорь Яковлевич и что нравится вам и Игорю Яковлевичу, — овладевая собой, сказа ла Катюша, — но зато знаю, что лич ный вкус двух человек ещё не даёт им права навязывать...» На ядовитый во прос художника: «Вы не любите Ш у берта?» мнимая Катюша отвечает в: таком стиле: «Я не люблю, когда его играют на кочерге. А вот вы, действи тельно, не любите Шуберта. И ника кую музыку не любите. Я уж не гово рю: русскую музыку». Так написана вся сцена, вызываю щая чувство досады и недоумения: где же настоящая Катюша, та Катюша, ко торая через несколько страниц снова обретает своё лицо и свой язык: «Ой, рассказать тебе, как Игорь Яковлевич попыхтел. Свиридов его к себе при гласил... и начал, и начал...» илиг «А Лёшка от парторганизации особо к нему прикреплённый» и т. д.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2