Сибирские огни, 1950, № 5
А . Дроздов, является хорошей, что в ней «выразительно показаны расслоение забайкальского казачества, его внутрен няя борьба». Но вот вторая часть т. Соловьёву не понравилась. «Чем ближе к концу, — пишет оя, — тем больше теряется сюжетная линия рома на, вытесняется хроникой, беспорядоч ным нагромождением материала, худо жественно не освоенного». Далее т. Соловьёв упрекает К. Се дых за образ станичного атамана Ели сея Каргина — автор, мол, «не ра скрыл контрреволюционную сущность своего героя». Упрёк этот мог появить ся только в результате невнимательно го, торопливого ознакомления с рома ном. Образ Каргина правильно охарак теризовал Б. Талонов в статье, опубли кованной в «Правде»: «Принципиало- ный и хитрый враг, пользующийся влиянием и авторитетом среди извест ной части своих односельчан, и пото му особенно опасный, Каргин уже дав но испытывал острое ощущение собст венной обречённости и обречённости всей семёновской авантюры. Но до по следних дней борьбы он остаётся злоб ным врагом советской власти и уходит за границу». Общую оценку романа Б. Соловьёв дал следующую: «Идейно несостоятель ный, плохо продуманный и опубликован явно преждевременно». Это сказано о романе, который заслуженно занял до стойное место в ряду лучших произве дений советской литературы. Роман К. Седых имеет недостатки: некоторые положительные образы на рисованы в нём менее ярко, чем отри цательные. В частности, очень бегло очерчен образ Сергея Лазо, революци онные события в Забайкалье показаны в отрыве от общих событий в стране. Но как раз эти-то действительные недо статки и не отметил Б. Соловьёв. Прочтя роман не внимательно и то ропливо, Б. Соловьёв не дал себе труда глубоко, по-серьёзному, разобраться в этом крупном и значительном произве дении, объявив его не более не менее, как «идейно несостоятельным». 3 Подобные факты в практике литера турной критики, к сожалению, не еди ничны. Они свидетельствуют, что неко торые критики всё ещё подходят преду беждённо к произведениям, публикуе мым в областях. Если они и не «раз носят» их, то просто не замечают. Проч но установился такой порядок: то или иное художественное произведение, на печатанное в областном журнале или альманахе, или изданное областным издательством, «открывается» крити- кой, как правило, только тогда, когда1 оно переиздаётся в центре. Г. Марков первую часть своего ро мана «Строговы» опубликовал в Си бири отдельной книгой ещё до Отече ственной войны. В 1 9 4 6 году появи лась вторая его книга. Но критики вы ступили со статьями о «Строговых» только после того, когда роман в 1 9 4 8 году был переиздан «Советским писателем». Несколько лет критика, даже не подозревала о существовании романа, который, по словам рецензента «Лит. газеты» И. Арамилева, является «незаурядным произведением о великой, земле Сибирской», «Эпопеей сибир ской деревни». («Л. Г. », 3 дек. 1 9 4 9 г.) В 1 9 4 5 году в Красноярске вышла книга Сергея Сартакова «Алексей Ху- доногов». Критические отклики на неё появились лишь после переиздания её в Москве в 1 9 4 6 году. Только после переиздания в Москве критики заметили книгу рассказов- «Золотая степь» иркутского писателя Г. Кунгурова, повесть «Снежный пик» новосибирского писателя А. Коптелова и другие. Мы привели примеры только по си бирским областям. Но Сибирь, к сожа лению, не является исключением. Та кие же факты могут назвать уральцы, дальневосточники, волжане! Критики, редакции центральных журналов, работники центральных изда тельств могут сказать: «Мы не знаем областных изданий, они до нас не до ходят». Конечно, совершенно ненор мально такое положение, когда кни ги, издающиеся в той или иной обла сти, не попадают не только в другие области, но и в столичные центры. Но для людей, которые по-настоящему лю бят литературу, препятствие это легко преодолимо. А. М. Горький подписы вался на областные журналы, держал: тесную связь с писателями, живущими в различных областях и краях стра ны, запрашивал сборники стихов мест ных поэтов, книги прозаиков. И он их получал. Наши критики этого не делают, ожидая, когда положит им книгу на стол то или иное центральное издатель ство. «Значит, — думают они, — кни га апробирована, надо на неё отклик нуться». А ведь писатель, критик, по- настоящему любящий родную литерату ру, должен держать в поле своего зре ния всю литературу, активно вмеши ваться в процессы её развития. Писате ли, выпускающие свои книги в обла стях, особенно нуждаются в подцерж-. ке, в совете, в принципиальной това рищеской критике.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2