Сибирские огни, 1936, № 3

У заборов, грязных стенок Продавалась за бесценок, Ш аг один опухших ног Перенес через порог. И что же видит «девушка улицы» за порогом? Нет, вы только поглядите, К ак бегут проворно нити Быстролетной каруселью М ягкой пышной повителью, — Так, сразбегу ветер ведав, Кр уж ит меж высоких трав. Во-первых, непонятно, как можно «сразбегу ветру встать», с разбегу мож­ но упасть, а встать уже после падения. .Во-вторых, посмотрите, что получилось: Потому походкой твердой Т ак уверенно и гордо М еж двенадцатью станками Я хожу, как меж полками, И когда приказ отдам, К то не окажет: — Командарм! В се взято поверхностно, упрощенно и с ненужными крайностями — то прости­ тутка, а то так у ж — 'командарм. Моти­ вы такого превращения даны чисто внеш­ ние и поэтому стихотворение вызывает недоуменье и чувство обиды на поэтес­ су, что она, сама, может быть, того не желая, нашу действительность исказила. Конечно, этот пример не говорит о том, что у Н. Изоиги все стихи этого уровня и что у поэтессы нет будущего. *В одной и з своих бесед о нашей крае­ вой литературе Р. И. Эйхе обращал внимание на низкое качество отдельных произведений некоторых наших писате­ лей и привел несколько примеров, в ча­ стности, пример (из сборника А. Копте- -дова «Весны», где сказано, что один рьгба« поймал 2-3 карасей, сложил ка­ расей в мешок и «взвалил мешок на ■плечи». М ы знаем, что взваливают т я ­ жести, а 2-3 карася можио нести и не взваливая. Это «взвалил» такого же ка­ чества, как у Н. Изонги «сразбегу встал». Несмотря на приведенные примеры срыва, все же советская поэзия в целом идейна и оптимистична. Но запросы мил­ лионов, требования миллионов, требова­ ния коммунистической партии, ведущей трудящихся в коммунистическое обще­ ство, выше, больше. Миллионы требу­ ю т поэзии, достойной великой эпохи: — В ы живете, «спокойно... нехорошо спокойно», когда мы «революционно и успешно беспокоимся». Не будете бес­ покоиться — другие побеспокоятся. Они уж е идут. Прочту одно стихотворение очень мо­ лодого поэта — Юрия Гордиенко. ПОТОК. ( П о с в я щ а е т с я к о м с о м о л у И с п а н и и ) . Звени же звоном золотым, Поток, катящийся с вершины, Струись простором голубым И захлестни собой долины. Твои крутые берега Покрыты темными лесами. * Грызи, терзай их, как врага, Своими острыми клыками. Ты режь гранитную скалу, Дроби упорные породы, И серебристую волну Крути в седые хороводы. Сверли сырую грудь земли, Пророй пещеры и каналы, И в них волной своей греми, Шлифуя мраморные валы. Пробей во тьме свой славный путь, И раскопай природы клады, И влейся в .море где-нибудь. Сломав гранитные преграды. Нельзя отрицать наличия в этом сти­ хотворении пафоса и мужественности, так созвучных нашей эпохе. А если я вам скажу, что автору только в минув­ шем году справляли двенадцатилетие его жизненного шути, что ему сейчас всего тринадцать лет от роду, — то будет совсем неплохо. Да, нам, «поэтам со стажем», нужно «революционно беспоко­ иться». Нас обгоняют... Нам нужна поэзия, литература, о ко­ торой говорил Владимир Ильич Ленин еще в 1905 году: «Это будет свободная литература, потому что она будет слу­ жить не пресыщенней героине, не ску ­ чающим и страдающим от ожирения «верхним десяти тысячам», а миллионам и десяткам миллионов трудящихся, ко то ­ рые составляют цвет страны, ее силу, ее будущность». (Ленин, т. V III , стр. 390). Стахановцы — цвет первой в мире со­ циалистической страны, требую т поэ ­ зии и песен о великих социалистических преобразованиях в бывшей каторжной Сибири, о социалистическом преобразо­ вании человека, ибо во всех преобразо­ ваниях, 'главное — человек и все преоб­ разования — для человека. Народность и простота поэзии не за­ ключается только в одних грамотных, доступных пониманию словах. Многие эстеты, например, акмеисты, старались писать просто и очень конк­ ретно. Но их простота по содержанию была доступна только узкой эстетской прослойке буржуазной интеллигенции. Их поэзия была антинародна, потому что не выражала чувствований и стре­ млений народа. Какие новые чувствования народа со­ циализма? Наш народ чувствует себя хозяином земли, наш народ чувствует себя аван­ гардом всего человечества. И Стаханов, берущий трудовые рекорды во имя ус­ пехов социализма, сознает интернацио­ нальное значение своей» победы. Поэт, который сумеет сообщить эти новые чувства читателю, будет народ­ ным поэтом. Наш советский аарод, идущий от од­ ной победы к другой, завоевавший со­ циализм, уж е реально мечтающий о ком ­ мунистическом обществе, — неуклонно осуществляет политику мира, но т то же

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2