Сибирские огни, 1936, № 3
У заборов, грязных стенок Продавалась за бесценок, Ш аг один опухших ног Перенес через порог. И что же видит «девушка улицы» за порогом? Нет, вы только поглядите, К ак бегут проворно нити Быстролетной каруселью М ягкой пышной повителью, — Так, сразбегу ветер ведав, Кр уж ит меж высоких трав. Во-первых, непонятно, как можно «сразбегу ветру встать», с разбегу мож но упасть, а встать уже после падения. .Во-вторых, посмотрите, что получилось: Потому походкой твердой Т ак уверенно и гордо М еж двенадцатью станками Я хожу, как меж полками, И когда приказ отдам, К то не окажет: — Командарм! В се взято поверхностно, упрощенно и с ненужными крайностями — то прости тутка, а то так у ж — 'командарм. Моти вы такого превращения даны чисто внеш ние и поэтому стихотворение вызывает недоуменье и чувство обиды на поэтес су, что она, сама, может быть, того не желая, нашу действительность исказила. Конечно, этот пример не говорит о том, что у Н. Изоиги все стихи этого уровня и что у поэтессы нет будущего. *В одной и з своих бесед о нашей крае вой литературе Р. И. Эйхе обращал внимание на низкое качество отдельных произведений некоторых наших писате лей и привел несколько примеров, в ча стности, пример (из сборника А. Копте- -дова «Весны», где сказано, что один рьгба« поймал 2-3 карасей, сложил ка расей в мешок и «взвалил мешок на ■плечи». М ы знаем, что взваливают т я жести, а 2-3 карася можио нести и не взваливая. Это «взвалил» такого же ка чества, как у Н. Изонги «сразбегу встал». Несмотря на приведенные примеры срыва, все же советская поэзия в целом идейна и оптимистична. Но запросы мил лионов, требования миллионов, требова ния коммунистической партии, ведущей трудящихся в коммунистическое обще ство, выше, больше. Миллионы требу ю т поэзии, достойной великой эпохи: — В ы живете, «спокойно... нехорошо спокойно», когда мы «революционно и успешно беспокоимся». Не будете бес покоиться — другие побеспокоятся. Они уж е идут. Прочту одно стихотворение очень мо лодого поэта — Юрия Гордиенко. ПОТОК. ( П о с в я щ а е т с я к о м с о м о л у И с п а н и и ) . Звени же звоном золотым, Поток, катящийся с вершины, Струись простором голубым И захлестни собой долины. Твои крутые берега Покрыты темными лесами. * Грызи, терзай их, как врага, Своими острыми клыками. Ты режь гранитную скалу, Дроби упорные породы, И серебристую волну Крути в седые хороводы. Сверли сырую грудь земли, Пророй пещеры и каналы, И в них волной своей греми, Шлифуя мраморные валы. Пробей во тьме свой славный путь, И раскопай природы клады, И влейся в .море где-нибудь. Сломав гранитные преграды. Нельзя отрицать наличия в этом сти хотворении пафоса и мужественности, так созвучных нашей эпохе. А если я вам скажу, что автору только в минув шем году справляли двенадцатилетие его жизненного шути, что ему сейчас всего тринадцать лет от роду, — то будет совсем неплохо. Да, нам, «поэтам со стажем», нужно «революционно беспоко иться». Нас обгоняют... Нам нужна поэзия, литература, о ко торой говорил Владимир Ильич Ленин еще в 1905 году: «Это будет свободная литература, потому что она будет слу жить не пресыщенней героине, не ску чающим и страдающим от ожирения «верхним десяти тысячам», а миллионам и десяткам миллионов трудящихся, ко то рые составляют цвет страны, ее силу, ее будущность». (Ленин, т. V III , стр. 390). Стахановцы — цвет первой в мире со циалистической страны, требую т поэ зии и песен о великих социалистических преобразованиях в бывшей каторжной Сибири, о социалистическом преобразо вании человека, ибо во всех преобразо ваниях, 'главное — человек и все преоб разования — для человека. Народность и простота поэзии не за ключается только в одних грамотных, доступных пониманию словах. Многие эстеты, например, акмеисты, старались писать просто и очень конк ретно. Но их простота по содержанию была доступна только узкой эстетской прослойке буржуазной интеллигенции. Их поэзия была антинародна, потому что не выражала чувствований и стре млений народа. Какие новые чувствования народа со циализма? Наш народ чувствует себя хозяином земли, наш народ чувствует себя аван гардом всего человечества. И Стаханов, берущий трудовые рекорды во имя ус пехов социализма, сознает интернацио нальное значение своей» победы. Поэт, который сумеет сообщить эти новые чувства читателю, будет народ ным поэтом. Наш советский аарод, идущий от од ной победы к другой, завоевавший со циализм, уж е реально мечтающий о ком мунистическом обществе, — неуклонно осуществляет политику мира, но т то же
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2