Сибирские огни, 1936, № 3
ма и натурализма отдельные произведе ния «доросли», —' примеры формализма и натурализма имеются в чистом и сме шанном виде. Я полагаю, что формализм и натура лизм не что иное, как «родимые пятна капитализма» у некоторых советских по этов и писателей. Эти «пятна» унасле дованы от умирающих классов, от ис кусства упадка. Разве ие пессимизм умирающего клас са выражает западный ученый астроном Джинс, утверждающий, что «жизнь во обще враждебна природе: жизнь не что иное, как инфекционное заболевание ма терий». (Какой вывод отсюда? Больного леч&г. Чтобы излечить материю, надо уничто ж и ть жизнь. С этой точки зрения —• истребительная война, проповедуемая фа шизмом, ,является радикальным сред ством лечения от болезни, имя которой—• «жизнь». Вот вывод, с каким никак не может согласиться народ социализма, народ, которому «жить стало лучше, товарищи. Ж и т ь стало веселее». (И . Сталин). Пессимистическую мысль ученого (про должает ирландский писатель Джойс: — Сыр — это труп молока. Поклонник Джинсов и Джойсов совет ский поэт Н ар вут в формалистических стихах подносит нам торт: — Торт — это «покойник» — не меч тает о войнах. П о эт Иван Ер ошин преподносит «нам труп зверя, ужаленного золотой змеей руж ья . Труп да еще с ядом змеи. Неве селая, чуждая философия, навязываемая ■некоторыми поэтами и писателями на шему советскому читателю. Только ли одним И. Ерошиным исчер пываются у нас писатели, оглядывающи еся на Д ж ойса? Конечно ,нет. Даже В а силий Непомнящих —- комсомолец, опти мистический поэт, и тот в своем-'оче-рке, напечатанном в сборнике «Третье зве но», сослался на Джойса. Отдельные элементы натурализма име ются у поэта И. М ухачева. Особенно в его поэме «Ссыльные люди», поэме о Ленине. В этой поэме И. М ухачев нагро моздил столько неосмысленных деталей, ненужных для раскрытия образа Ленина, что, в конце концов, образ Ленина получается искаженным, неверным. П о этому образ Ленина в поэме И. М ух а чева находится в кричащем противоре чии с живым образом того, кто в мину синской ссылке писал «Развитие капита лизма в России», кто был гениальным теоретиком и практиком пролетарской революции. У И. М ухачева получился скорее об раз «гуманного» присяжного поверен ного, чем образ борца, вождя пролета риата: I —• «Обиженным, сирым советы давал». Алексей Максимович в своей статье о формализме и натурализме выразил очень верную мысль, что излишняя, не оправданная детализация и украшенче- ство затуманивают основную мысль и идею произведения, мешают разглядеть главное. Грехами такой натуралистической де тализации страдают в отдельных местах лучшие поэмы И. М ухачева — «Карло- Тэтэнгоди» и «Сайгалата». Формалисты — теоретики искусства для немногих, проповедуют «затруднен ную форму». Формалисты утверждают, что -красота... «выражается в гармонич ном сочетании звуков, красок, линий, которые приятны зрению и слуху и са ми по себе, ка к таковые, и независимо от того, что выраж,ается посредством их». (М . Горький). М ож ет ли бы т ь народным (искусством искусство для немногих, которое «слу жило» «пресыщенной (героине» и «стра дающим от ожирения» «верхним десяти ты сячам »? Нет, формализм, не может ■быть искусством для миллионов « пото м у антинароден. Натурализм, с холодным 'бесстрастием собирающий детали, мелочи, т е прони ка я в смысл целого, «не может служить делу формирования нового сознания, не может выразить богатства нашей социа листической сегодняшней и завтрашней действительности, не может служить де л у эстетического осмысливания трудово го героизма трудящихся нашей социали стической страны. Разновидностью натурализма является также и стилевая псевдонародность. При меры такой псевдонародности можно встретить у наших поэтов. Например, в стихотворении «Песня» Ник. Титова имется четверостишие: Говорили повсеместно Мне подружки (как понять): М ож ет это т парень песни Ш ибко складно сочинять. Простота не так проста, ка к полагают некоторые «поэты. Простота — трудна, и заключается она не в «шибко склад но сочинять». Пуш кин был прост, пото му что он владел 'передовыми идеями своего века, потому что для освещенно го мыслью содержания выработал соот ветствующ ее искусство формы, как сред ства выражения этого содержания. Но у нас есть произведения, которые нельзя отнести ни к формал1ИЗму, ни к натурализму, а печатать их нельзя. Эти произведения поверхностны и на столько низкого качества, что доброе намерение автора обращается в свою противоположность, т. е. в злое по от ношению к нашей действительности. Я говорю о стихотворении Нины Изонги «Карусель», напечатанном в № 1 «Си бирских огней» за этот год. Поэтесса не «поняла ни глубины со циалистической действительности, ни глу бины процесса формирования нового че- ловека-стахановца. С точки зрения Н. Изонги все у нас страшно карусель- но. Вчерашнюю проститутку, которая:.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2