Сибирские огни, 1936, № 3

яериода, полные пессимистических на­ строений. Но и после 1923 года, т. е. ттосле из­ дания книги, И тии продолжал писать стихи и печатать их в журнале «С и ­ бирские огни». Стихи В. Итина периода «Сибирских огней» уж,е не страдали пессимизмом. Наоборот, 'поэт писал революционно-ро­ мантические стихи. В о т стихотворение «Февраль». Л е г к и й в о з д у х с т а л ' к а к б у д т о ш и р е , Шире груди и сердца солдат, Только с плеч привычных сбросив гири, Чувствуеш ь, как плечи заболят. Сказано неплохо. А вот поэт мечта­ е т о новой Сибири: Сильнее волю закали, С кво зь строй походов и страданья, В едва мерцающей дали Каки е различаешь зданья. М ы сдвинем Азию на юг. И солнце в первозданной тундре Начертит свой палящий «руг, Ползучих роз лаская 'кудри. * Редакция журнала «Сибирские огни» ведет работу с группой поэтов. Это Н. Изонги, Н. Титов, Е . Березницкий, С. Баранов, Вл . Чугунов, Вл. Алексеев и др. В области оборонной лирики рабо­ таю т местные поэты Глотов, Сергей К а ­ мень. В стиха/х молодых поэтов, среди сы ­ рого материала, нередко можно встре­ ти ть строки большой мужественной си­ лы («Гроза».— Березницкого, Н. Титов — «Памятник»,; В . Чугунов — «Яя» и др.). Отставание Н о в общем, отмечая за последние годы идейный и качественный рост со­ ветской поэзии в Западной Сибири, на­ до оказать, что наша поэзия отстает от жизни. На притаежном пустыре, возле старо­ го Кузнецка, возник гигант советской индустрии. Одновременно созревал со­ циалистический человек — стахановец. В каких произведениях мы показали но­ вого человека нашей социалистической эпохи ? Где стихи об этом новом чело­ веке ? Социалистическая Сибирь — это не только индустрия. Социалистическая Сибирь — это и передовое машинизи­ рованное сельское хозяйство. Э т о - ж и ­ вотноводство. Э то — колхозный строй. А где у нас «поднятая целина» в поэ­ зии или з прозе? В первом номере «Сибирских огней» за 1934 г. Роберт Индрикович Эйхе пи ­ сал: «Надо пожелать, чтобы Западная •Сибирь заняла в художественной лите­ ратуре то место, которое она занимает в политике партии». С большим стыдом нам приходится сознаться, что 'мы « е выполнили этого указания секретаря Краевого Комитета. Говоря об отставании, я не могу обой­ ти молчанием и себя, который в боевое время индустриализации и коллективи­ зации, в ущерб гражданской боевой ли­ рике, несоразмерно много стихов по­ святил воспеванию картин природы и брачных нарядов перелетных птиц. В прощальный час на голее Параден селезень косатый, На шее и ма голове Цветет огонь зеленоватый. Причина этого лежала в том, что я не освободился полностью к том у вре­ мени от эстетического груза буржуазной поэзии. Формализм кнатурализм Мы — .поэты и писатели края, где наи­ более разительны социалистические из­ менения действительности, а следова­ тельно и человека. Какие же причины нашего отставания? Основную причину замечательно вскрыл Алексей Максимович Горький в своем письме докладчику о советской поэзии на минском пленуме: «Рабочие и кол­ хозники замечательно революционно и успешно беспокоятся», а мы, .писатели, живем «очень спокойно, нехорошо спо­ койно». Мы мало беспокоимся о своем миро­ воззрении, не очень стремимся, говоря словами А. С . Пушкина, «в просвещении стать с веком наравне». Кто же из писателей может сказать, что он стремится по-настоящему овла­ деть передовой философией века, марк­ систско-ленинской философией, револю ­ ционной теорией Леиина-Сталина? Кто из наших поэтов заявлял, подобно В. М аяковском у: «Мне необходимо ездить, общение с живыми людьми заменяет мне чтение книг». Прав В. Маяковский, ибо наши книги часто только книги о старом, о гуле вчерашнего дня, а наша действительность, каждый день ее — новая книга! Да, мы живем «нехорошо спокойно». И потому «наша поэзия, — как ука зы ­ вал М. Горький, — содержит в себе и з­ рядное количество пустоцвета, мякиньс и соломы», «холодные стишки пишут у нас». Распространяются ли эти слова Алек­ сея Максимовича на нашу краевую со ­ ветскую поэзию ? Да, товарищи. Распространяю тся непосредственно на нас и статьи «Правды», вскрывающие сумбур , трюкаческий, бездушный фор­ мализм и натурализм в искусстве. Неко ­ торые наши краевые писатели не с три ­ буны , не_ во всеуслышание, а так — в частной беседе, пытаю тся отвести от некоторых произведений нашей краевой литературы обвинения в формализме и натурализме. Э то незерно. Если мы еще не доросли до больших полотен, то до формализ­

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2