Сибирские огни, 1936, № 3

И. Ерошин. Н а первом этапе своего творческого пути он перепевал Есенина и Клюева, отсюда можно судить о «качестве» иде­ ологии Е р ош и н а ,. рязанского крестьяни­ на — земляка Сергея Есенина. Подобно Есенину, умывающемуся «пеной озер» и утирающемуся берестяным полотенцем, Иван Ерошин, сторонясь города и го­ родской культуры , запел: Лицо туманами умою, Землей и травами утрусь, Пойду проселочной тропою Читать зарю и слуш ать Русь . Если это т поэт «проселочной тропы» прежде откровенно выражал свое не­ приязненное отношение к городу: Для сердца чуткого милей Поселков грязные дороги, Чем бритые ряды аллей, Дома архитектуры строгой,— — то в последующих книгах — «Си- 1 няя юрта» и «Песни Алтая» — решил обойти город молчанием. Ерош ину ста­ ло нечего делать на есенинских просел­ ках: проселков не стало, (по большим дорогам побежали машины, «неизречен­ н ую землю» стали бороздить тракторы. Отсталое мировоззрение и невысокая поэтическая культура не позволили И. Ерош ину начать линию самостоятель­ ного творческого пути. Не .продукция индустриальных горо­ дов, не машины, не тракторы и авто­ мобили, уж е проложившие п ут ь в го ­ ры Алтая, служат предметом вдохно­ вения И. Ерошина. Об этом И. Ерошин молчит. Примитивными стихами он по­ ет о примитивных орудиях добывания огня: Сталь, кремень, зеленый трут— Все на поясе живут. Что им скаж ет песнь моя? Неизменные друзья, В ы хорошие друзья. Р уж ье для алтайского охотника ■— орудие для добычи мяса и шкуры, средств существования, и, конечно, ал­ таец об этом пост. Д ля поэта И. Ерошина р уж ье — не орудие производства; нет, оно содер­ ж и т золотую змею, это оно — руж ье навстречу «лебедю — белому дню, вы ­ летающему из глаз широкого зверя», посылает «жадного ворона» смерти. Новое купил руж ье , Тонкое, с двумя глазами. В их сумраке глубоком Спит золотая змея, Тусклый колючий паут И маленькое облако. Когда глаза глядят на зверя,— В его костях — тоска. Сверкнет и вскрикнет кровь, И ясный лебедь •— белый день— Летит из глаз широких зверя, Ем у навстречу быстро, быстро Стремится жадный ворон смерти. Вр яд ли требую тся еще примеры для доказательства, что книга И . Ерошина «Песни Алтая» — не песни свободного советского алтайского народа, а песни того поэта, который до сегодняшнего дня не освободился окончательно от иде­ алистических заблуждений. Даже стихи, в которых И . Ерош ин стремится пока­ за ть новые чувствования людей совет­ ского Алтая, даже эти стихи мало тро­ гаю т читателя. Все же, •справедливость требует сказать, что Иван Ерошин в по­ следнее время ищет путей своей пере­ стройки. Нам хочется верить, что он найдет п уть в методе социалистическо­ го реализма. Алтай привлекает внимание многих по­ этов и писателей. Н о мы еще не имеем талантливых книг о новом советском Алтае. П о эт или прозаик, не овладевший ме­ тодом социалистического реализма, — не может понять всей сути тех корен­ ных изменений, которые прозошли на Алтае при советской власти. Даже и з ­ вестные писатели из М осквы Ив. Катаев и Ник. Зарудин (судя по докладу, ко­ торый они сделали нам о своей поездке в Ойротию ), не обнаружили глубины понимания новой ойротской действи­ тельности. Вопомните, что поразило мос­ квичей: линолеум 1 и коврик в кабинете ойротского ответственного работника- выдвиженца. Да, в этом есть новое, но в этом ли с ут ь? Известный французский революцион­ ный писатель Андрэ Мальро, посетив­ ший Алтай, то т иначе решил э ту за­ дачу. Французского писателя поразил успех перехода ойротов-вомадов на оседлый образ жизни. Мальро, стоя у ойротского колхозно­ го чума, задумчиво говорил: —■Да, англичане в Индии и францу­ зы в Африке на переход кочевников на оседлость затрачивали большие деньги и никаких результатов не добились. К а ­ питализму это дело оказалось не под силу. — Очевидно, — говорил Мальро, — э т у задачу способны разрешить только социалистические формы труда и соци­ алистическая культура. Такого понимания принципиальных из­ менений на советском Алтае нет не только у поэта И. Ерошина, но и у многих писателей, работающих на ал­ тайской тематике. 3L Итин Вивиан Итин — автор ряда книг об Арктике : «Белый кит», «Выход к морю» и др. Н о В . Итин писал и стихи. Е го книга стихов «Солнце сердца» издана в 1923 г. книгоиздательством «Сибирские огни». В э т у книгу, наряду с революционно-ро­ мантическими стихами (« В гавани», «Солн­ це сердца» и др.), включены раньше не печатавшиеся стихи дореволюционного

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2