Сибирские огни, 1936, № 3

литературно-художественный журнал, — все это говорит о чутком, внимательном отношении к искусству, о сталинском руководстве художественной литерату­ рой со стороны Краевого Комитета пар­ тии и лично секретаря Крайкома, орде­ ноносца Р . И. Эйхе. (Аплодисменты). -И. Мухачев Ро ст идейно-политического уровня со­ ветских поэтов Западной Сибири, т. е. овладение идеологией пролетариата, луч ­ ше всего проследить на творчестве Ильи М ухачева , поэта, несомненно, талантли­ вого. Писательская 'Организация помогла ему освободиться от мелко-буржуазных заблу>Ж!дений. С Мухачевым много бесе­ довали, раз’ясняли ему смысл1 сплошной коллективизации и ликвидации кулаче ­ ства, Kai< класса. Поэт поехал на посев­ ную кампанию. Он присутствовал на со ­ брании бедноты, обсуждавшей кандида­ туры кулаков, подлежащих выселению. Колхозный строй переубедил крестьян­ ского .поэта. Поэт переболел душой, осо­ знал смысл великих событий, понял но­ вый трудовой колхозный строй деревни, уничтоживший самую основу, на кото­ рой ежечасно вырастал капитализм, на которой вырастали эксплоататоры. Поэт пишет «Слово единоличникам», агитирует за колхоз. Товарищи! Я шел повсюду с вами. Я— ваш от пяток до волос. И вот теперь, и сердцем, и стихами Упрямо голосую за колхоз. Поэт понимает производственную смыч­ ку (между городом и деревней. И потому я р уку подымаю За лучший день — колхозов и машин. Вслед за книжкой «На горном пути» (1933 г.) И. М ухачев пишет поэму «П у ­ тем коллектива». Оставаясь верным колхозной тематике, И . М ухачев подходит к большим эпиче­ ским темам. Таковы «Ссыльные люди», поэма о жизни Ленина в Сибири, «Кар ­ ло Тэтэнгоди» и «Сайгалата» — поэмы о гражданской войне в Сибири. Подход к большим темам свидетельствует о дальнейшем росте поэта. Б. Непомнящих Василий Непомнящих — комсомолец. В расстановке классовых сил В . Непом­ нящих занял свое место на стороне про­ летариата и потому, несмотря на то, что его детство было «стоптано», «как зе ­ лень в мае», тяжелым трудом батрака, его стихи полны оптимизма. Пессимистическую песню «Долю бед­ няка» В. Непомнящих не принял пото­ му, что : ! 1 1 I Новую звезду Нам не зря отцы завоевали В грозовом семнадцатом году... Та звезда путем прямым, просторным Ю ность вывела мою на свет: На учебе в комсомольском горне ВыковаЯ строитель и поэт. Радостное восприятие новой действи­ тельности, завоеванной отцами, не поки ­ дает поэта на всем его творческом пути: Встаю т дворцы на место хат, Слетает радость певчей птицей И заливается в стихах. В противоположность И. М ухачезу, В. Непомнящих с первых шагов своего* творческого пути принимает город, видя в нем «покорителя тайги»: В долинах грохочет отряд тракторов, Матерых фордзонов и кейсов. Констатируя конец варнацкой и кан ­ дальной Сибири, поэт приветствует рож ­ дение новых социалистических городов, он поет о том, «как вздымая цеха и пле­ чистые домны, прорастает в высокое завтра огромный социалистический К у з ­ нецк». Настроения радостного восприятия действительности характерны для всех трех книг Василия Непомнящих. К большим недостаткам этого жизне­ радостного поэта надо отнести поверх­ ностное изображение явлений новой дей­ ствительности и чувствований нового че­ ловека. ^ Запас слов у поэта ограничен. О чен ь часто слова одного стихотворения по­ вторяю тся в других стихах поэта и от повторений теряют свежесть и силу во з ­ действия. Особенностей Кузнецка, как социали­ стического города, В . Непомнящих не показывает. В стихах В. Непомнящих часто только поставлены, названы ак ту ­ альные темы, но «е раскрыты. Конечно, не один В. Непомнящих повинен в этом — в этом беда и других поэтов. В . Непомнящих должно посоветовать учиться более глубокому проникновению в явления новой действительности и учиться мастерству. «Биографию сти­ хов» — наиболее содержательное стихо­ творение, идущее первым в книге « З а ­ рядка», поэт испортил тем, что выбрал для него ритмику одного из самых пес­ симистических^ стихов буржуазной поэ­ зии. Неумело взятая ритмика, ритмика безнадежных настроений, попортила хо ­ роший материал и создала разрыв меж­ ду формой и содержанием. Нельзя ка­ тегорически отрицать подражание. Л у ч ­ шие поэты не обходились без подража­ ния. Не мало подражаний имеется у Пуш кина и Лермонтова. В пушкинское время очень многие поэты так и писали: в подражание такому-то. Н о молодым поэтам нашей советской эпохи можно посоветовать подражать лишь лучшим ло мужественности поэтическим обр аз­ цам советской поэзии и классиков миро­ вой поэзии. Подражание не есть эпи ­ гонство. Помимо оригинального творчества, В. Непомнящих сделал немало переводов с ойротского.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2