Сибирские огни, 1936, № 3

Тов. Кирпотин в своем выступлении .дал верное определение творчеству Б. Пастернака, «о о данном четверостишии оказал, что написано оно безупречно. Н ельзя назвать безупречно .написанным стих с такой какафонией: по-ка-ка-к, но дело не в этом. А дело в том, что Пас­ тернаку нужны «мокрые центифолии», редкие слова, не бывшие в «поэтическом употреблении. Настолько редкие, что о них приходится наводить справки. По ­ пробуйте навести справки о «мокрых центифолиях» у авторитетных знатокоз эти х «комнатных растений». Вам отве­ тят, что цветы такие действительно есть, что они существуют реально, но о запахе и цвете их в Новосибирске, на­ пример, вряд ли скаж ут. К а к трудно та ­ кому поэту, талантливому, образованно­ му поэту, проложить п уть к .массам, а следовательно активно служить делу со­ циализма, или, говоря стихами М аякоз- ского, — «солнечному краю». П о эт Пастернак хочет осмыслить не 'Происходящее, а происшедшее. Берется за революционные исторические собы ­ ти я : «Лейтенант Шмидт», «1905 год», «Вы сокая болезнь». Обратимся к «1905 году». О поэме Пастернака «1905 год», т а к же, к а к и о «мокрых центифолиях» с точки зрения формальной можно ска­ з а т ь : написано неплохо. Но, по сущ е­ ству , большое историческое событие, первая русская революция изображена настолько холодно, настолько безраз­ лично , что нельзя оказать, « а чьей же стороне симпатия (не говоря уж е о стра­ с ти ) поэта. На стороне ли «мотающих что-то на ус, похаживающих приставов», или на стороне тех, от кого, после команды «’пли», «выводок кровавых лу- ,жиц у ног не обнаружась полз». С безразличием пробежит по строчкам поэмы непосредственный участник бар­ рикадных боев 1905 года, ибо он не най­ дет там своего гнева, своей революцион­ ной страсти и ненависти к .своим пала­ чам. Но, видимо, поэту стало уж е далеко не безразлично, что о нем думают те, к то активно участвует в революционном изменении действительности. Н а минском пленуме я рассказал Б. Пастернаку, как я рискнул цитировать его стихи иа большом собрании актива партийной организации одного из самых крупных районов Кузбасса. Б . Пастернак очень «живился, заинтересовался. — (Ну, что, как ? Я ему рассказал, что его стихи о Л е ­ нине (из «Высокой болезни») были при­ н яты хорошо. Но многие могут справедливо заме­ ти ть : ведь это стихи о Ленине, сама те ­ ма подкупает читателя и он многие не­ достатки произведения прощает чи та ­ телю. Это верно. На минском пленуме поэт И л ь я Сельвикский прочитал поэму «С та ­ лин». Громадный зал, наполненный поэ­ тами всех народов советской страны, представителями партийных организаций (присутствовало сто секретарей райко­ мов), делегатами рабочих организаций, восторженно слушал поэму о Сталине, о вожде народа, или, как прекрасно сказал Анри Барбюс в книге о Стали­ не — «о человеке, через которого рас­ крывается новый мир». Зал устроил поэту овацию. Неужели поэма написана так прекрас­ но? А я, — и, уверен, другие, прослу­ шав поэму, думали: 'а все-таки .в народ­ ном представлении образ Сталина куда богаче того образа, который нарисован в поэме. Но было бы неверным думать, что кроме В. Маяковского, никто из совет­ ских поэтов не создал ничего, что бы ­ ло бы достойно большого внимания тр у ­ дящихся, не создал ничего, что способ­ ствовало бы формированию нового че­ ловека, а следовательно изменению дей­ ствительности. Я говорю о Демьяне Бед ­ ном, который все свое творчество, на­ чиная с большевистского подполья до сегодняшнего дня, подчинил делу сл у ­ жения своему классу, делу служения пролетариату. С песнями Демьяна Бед ­ ного красногвардейцы шли в бой. Распе­ вая песни Демьяна Бедного, китайская Красная армия героически сражается за советы Китая. Китайский поэт Эми-Сао на минском, пленуме, в качестве приме­ ра, спел по китайски те песни Демьяна Бедного, которые распеваются китайски­ ми красноармейцами. Например: «Ах, куда ты, паренек, ах, куда ты»... О Демьяне Бедном не скажеш ь, что он отстраняется от жизни, что он не участвует активно оружием поэтическо­ го слова в создании нового общества, в формировании нового человека. Демь­ ян Бедный прост, понятен, доходчив до массового читателя. Теш советскойпоэзии. Нашими советскими поэтами наиболее богато разработана тематика граждан­ ской войны, фронтовая героика. Здесь есть что почитать и о чем поговорить. В первую очередь сюда надо отнести «Думы про Опанаса» Эдуарда Багриц ­ кого, поэта, который ушел от нас в полном расцвете своего таланта; «Уляла- евщина» — Ильи Сельвинского, «Семен П р о с к а к о в »— Николая Асеева, «Грена­ да» — Михаила Светлова и многочис­ ленная лирика о гражданской войне поэ­ тов: М . Голодного, М . Светлова, А. П ро ­ кофьева, А. Суркова, В. Саянова, В. Лу- говского. Дружно! откликнулись по эты на тем у— молодежь в революции. Э т а тема р а з ­ рабатывалась молодыми советскими п о э ­ тами во главе с комсомольским поэтом Александром Безыменским . Безыменский пел ме космс*:, не мир, не вселенную, а строительные будни советской дейст­ вительности. С этой точки зрения, до­

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2