Сибирские огни, 1936, № 3

Явивш ись в Це-Ка-Ка идущих светлых лет, Над бандой поэтических рвачей и выжиг Я 'подыму, как большевистский партби­ лет, Все сто томов моих партийных книжек. Откуда, и з какой сокровищницы чер ­ пал В. М аяковский свое идейное поэти ­ ческое вдохновение? Только ие из олим­ пийского уединения и отстранения от жизни, толыко не из мистической чер ­ товщины и безысходного пессимизма, которые были свойственны многим р ус ­ ским поэтам, не желавшим участвовать в тяжелой борьбе, в борьбе за револю ­ ционную переделку мира. Отстранение о т борьбы уводило художника в область видений нереального, несуществующего мира. Э то т уход в область нереальных видений Александр Бло к выразил в сти­ хотворении «Незнакомка», написанном после поражения революции 1905 г. Пошлость ок'изни заставляла искать исти ­ ну в винных нарах ресторана, где «пьяницы с главами кроликов» кричат, «истина в вине» и видят 'несуществую ­ щие реально «берег очарованный и оча ­ рованную даль»: И старья страуса склоненные В моем качаю тся мозгу, И очи синие бездонные Ц ве ту т на дальнем берегу. Идейную направленность В. М а яко в ­ ский черпая из /классовой борьбы проле­ тариата, на позиции которого, как ата ­ кующ его класса, В . М аяковский стал твердо и бесповоротно:. А бы ть на бое­ вы х позициях атакующего класса.— это «>не лясы любовные разводить»: Я буду писать и про то, и про это, Но нынче не время любовных ляс, Я всю свою звонкую силу поэта Тебе отдаю, атакующий класс! Крепкая с в я зь с пролетариатом, как авангардом человечества, является ха­ рактерной чертой лучших советских по­ этов. С вя зь с массами, стремление с л у ­ ж и ть делу масс, стремление к массово­ м у читателю определяет вторую черту советской поэзии — ее народность. И третья черта нашей поэзии — бое­ вой оптимизм, присущий классу, ко то ­ ром у историей назначено бы ть могиль­ щиком буржуазии и переустроить мир на новых социалистических .началах. В . М аяковский был одно время вож ­ дем «Лефа», эстетической группы. Но поэт, который связал свою суд ьбу с мас­ сами, с пролетариатом, не мог не пор ­ ва ть п уты бурж уазной эстетики. В . М а я ­ ковский порвал эти п уты и стал лучшим поэтом советской эпохи, поэтом-револю- ционером. В одной из 1статей в отделе «Защ иты культуры » во французской коммунисти­ ческой газете «Юманите» французский писатель Жан-Риш ар Бло к приводил пример того, ка к рабочие ценят и лю ­ б я т В. Маяковского. Жан-Риш ар Блок, участник первого с’езда Союза совет­ ских писателей, в етослес’ездовское вре­ мя гостил в Москве. Однажды, на про­ гулке по направлению к театру им. М ей ­ ерхольда, писатель, попав в толпу рабо­ чих, выходящих со стройки метро, не­ ожиданно услышал свое имя. Двое ра­ бочих приветливо улыбались, при чем один из них снова повторил имя писа­ теля. Не зная ни слова по русски, после неудачной попытки заговорить по фран­ цузски, Б л о к решил спросить по не­ мецки: — Откуда вы меня знаете? , Среди рабочих нашелся один, кото­ рый мог немного говорить по немецки. Завязал ся разговор. Выяснилось, что ра­ бочий, узнавший писателя, присутство­ вал на с ’езде писателей, слуш ал вы сту ­ пление Жан-Риш ар Блока. Выступление понравилось. Стенограмма речи револю ­ ционного писателя Франции была про­ читана на общем собрании рабочих мет­ ро и обсуждена всем коллективом. Рабочие на прощание спросили писа­ теля: — А можно на вас рассчитывать, как на М аяковского баррикад французской пролетарской революции? Этим вопросом рабочих москов'ского метро дана справедливая оценка творче­ ству В . М аяковского. В самом деле, кого, как не В. М ая ­ ковского, из советских поэтов можно было бы назвать «поэтом баррикад»? Например, к Борису Пастернаку этот эпитет никак не подходит, хотя на мин­ ском пленуме ленинградская писательни- ца.лсритик М устангова пыталась Б. П ас ­ тернака наделить чертами поэта-револю- ционера, при чем в доказательство при­ водила не творчество этого поэта, а прием, оказанный Б. Пастернаку на па­ рижском писательском конгрессе защиты культуры . М устангова не поняла, что на парижском конгрессе в среде револю­ ционных писателей мира Б. Пастернак появился не только как поэт, но и как советский делегат. Никто не отрицает, что Борис Пастернак талантливый поэт, в полной силе своих творческих возмож ­ ностей, но этим творческим возможно­ стям мешают реализоваться и его 'идеа­ листическое мировоззрение, и •оторван­ ность от масс, и отрыв от практической борьбы пролетариата за преобразование Жизни на социалистических началах. О т­ сюда его эстетизм и тематическая замк­ нутость, ограниченность. Поэт, все вре­ мя путающийся к а к бы передовые идеи и большие дела нашего большого вре­ мени не повредили его эстетическому кредо, занят одной мыслью, чтобы най­ ти никем не сказанный эпитет, чтобы найти еще ни одним поэтом не сказан­ ное слово. Тов. Кирпотин в своем вы ­ ступлении на московской литературной дискуссии привел характерное для Б . П а ­ стернака ч етвер ос тиши е : Пока, как запах мокрых центифолий, Ие вырвется, не выразится зслух, Не может не сказаться поневоле Созревших лет перебродивший дух.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2