Сибирские огни, 1936, № 3
Явивш ись в Це-Ка-Ка идущих светлых лет, Над бандой поэтических рвачей и выжиг Я 'подыму, как большевистский партби лет, Все сто томов моих партийных книжек. Откуда, и з какой сокровищницы чер пал В. М аяковский свое идейное поэти ческое вдохновение? Только ие из олим пийского уединения и отстранения от жизни, толыко не из мистической чер товщины и безысходного пессимизма, которые были свойственны многим р ус ским поэтам, не желавшим участвовать в тяжелой борьбе, в борьбе за револю ционную переделку мира. Отстранение о т борьбы уводило художника в область видений нереального, несуществующего мира. Э то т уход в область нереальных видений Александр Бло к выразил в сти хотворении «Незнакомка», написанном после поражения революции 1905 г. Пошлость ок'изни заставляла искать исти ну в винных нарах ресторана, где «пьяницы с главами кроликов» кричат, «истина в вине» и видят 'несуществую щие реально «берег очарованный и оча рованную даль»: И старья страуса склоненные В моем качаю тся мозгу, И очи синие бездонные Ц ве ту т на дальнем берегу. Идейную направленность В. М а яко в ский черпая из /классовой борьбы проле тариата, на позиции которого, как ата кующ его класса, В . М аяковский стал твердо и бесповоротно:. А бы ть на бое вы х позициях атакующего класса.— это «>не лясы любовные разводить»: Я буду писать и про то, и про это, Но нынче не время любовных ляс, Я всю свою звонкую силу поэта Тебе отдаю, атакующий класс! Крепкая с в я зь с пролетариатом, как авангардом человечества, является ха рактерной чертой лучших советских по этов. С вя зь с массами, стремление с л у ж и ть делу масс, стремление к массово м у читателю определяет вторую черту советской поэзии — ее народность. И третья черта нашей поэзии — бое вой оптимизм, присущий классу, ко то ром у историей назначено бы ть могиль щиком буржуазии и переустроить мир на новых социалистических .началах. В . М аяковский был одно время вож дем «Лефа», эстетической группы. Но поэт, который связал свою суд ьбу с мас сами, с пролетариатом, не мог не пор ва ть п уты бурж уазной эстетики. В . М а я ковский порвал эти п уты и стал лучшим поэтом советской эпохи, поэтом-револю- ционером. В одной из 1статей в отделе «Защ иты культуры » во французской коммунисти ческой газете «Юманите» французский писатель Жан-Риш ар Бло к приводил пример того, ка к рабочие ценят и лю б я т В. Маяковского. Жан-Риш ар Блок, участник первого с’езда Союза совет ских писателей, в етослес’ездовское вре мя гостил в Москве. Однажды, на про гулке по направлению к театру им. М ей ерхольда, писатель, попав в толпу рабо чих, выходящих со стройки метро, не ожиданно услышал свое имя. Двое ра бочих приветливо улыбались, при чем один из них снова повторил имя писа теля. Не зная ни слова по русски, после неудачной попытки заговорить по фран цузски, Б л о к решил спросить по не мецки: — Откуда вы меня знаете? , Среди рабочих нашелся один, кото рый мог немного говорить по немецки. Завязал ся разговор. Выяснилось, что ра бочий, узнавший писателя, присутство вал на с ’езде писателей, слуш ал вы сту пление Жан-Риш ар Блока. Выступление понравилось. Стенограмма речи револю ционного писателя Франции была про читана на общем собрании рабочих мет ро и обсуждена всем коллективом. Рабочие на прощание спросили писа теля: — А можно на вас рассчитывать, как на М аяковского баррикад французской пролетарской революции? Этим вопросом рабочих москов'ского метро дана справедливая оценка творче ству В . М аяковского. В самом деле, кого, как не В. М ая ковского, из советских поэтов можно было бы назвать «поэтом баррикад»? Например, к Борису Пастернаку этот эпитет никак не подходит, хотя на мин ском пленуме ленинградская писательни- ца.лсритик М устангова пыталась Б. П ас тернака наделить чертами поэта-револю- ционера, при чем в доказательство при водила не творчество этого поэта, а прием, оказанный Б. Пастернаку на па рижском писательском конгрессе защиты культуры . М устангова не поняла, что на парижском конгрессе в среде револю ционных писателей мира Б. Пастернак появился не только как поэт, но и как советский делегат. Никто не отрицает, что Борис Пастернак талантливый поэт, в полной силе своих творческих возмож ностей, но этим творческим возможно стям мешают реализоваться и его 'идеа листическое мировоззрение, и •оторван ность от масс, и отрыв от практической борьбы пролетариата за преобразование Жизни на социалистических началах. О т сюда его эстетизм и тематическая замк нутость, ограниченность. Поэт, все вре мя путающийся к а к бы передовые идеи и большие дела нашего большого вре мени не повредили его эстетическому кредо, занят одной мыслью, чтобы най ти никем не сказанный эпитет, чтобы найти еще ни одним поэтом не сказан ное слово. Тов. Кирпотин в своем вы ступлении на московской литературной дискуссии привел характерное для Б . П а стернака ч етвер ос тиши е : Пока, как запах мокрых центифолий, Ие вырвется, не выразится зслух, Не может не сказаться поневоле Созревших лет перебродивший дух.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2