Сибирские огни, 1936, № 3
уж е с первых слов его знаю , что это Обломов. Если встречаю чиновника, жалующ е гося иа запутанность и обременитель ность делопроизводства, ои — Обломов. Бели слыш у от офицера жалобы на утомительность парадов и смелые рас суждения о бесполезности тихого шага, и т. п., я не сомневаюсь, что он Обло мов. Когда я читаю в журналах либераль ные выходки против злоупотребления и радость о том, что наконец сделано то, чего мы давно надеялись и желали, — я думаю, что все это пиш ут из Обло- мовки. Когда я нахож усь в кр уж ке образо ванных людей, горячо сочувствующ их нуждам человечества и e t течение мно гих лет с неуменынающим'ся жаром рас сказывающих все те ж е (самые (а ино гда и новые) анекдоты о взяточниках, о притеснениях, о беззакониях всякого рода, — я невольно чувствую , что я перенесен в старую Обломовку... Остановите этих людей в их ш ум ном разглагольствовании и скаж ете : «вы говорите, что нехорошо то и то; что же нужно делать?». Они не знают... Предложите им самое простое сред ство, — они скаж ут : «Да как же это так вдруг?». Непременно скаж ут , пото му что Обломовы инЬче отвечать не могут... Продолжайте разговор с ними, и /спросите: «что же вы намерены де л а ть ?» — Они вам ответят тем, чем Ру- дин ответил Наталье: «Что д ела ть? Р а зумеется, покориться судьбе. Чго же делать? Я слишком хорошо знаю, как это горько, тяжело , невыносимо-, но по судите сами»... и пр. Больш е от них вы ничего не дождетесь, потЬму что на всех их лежит печать обломовщины. К то же, наконец, сдвинет их с места этим всемогущим словом: «Вперед»? «Обломовщина» — это, по мнению Добролюбова, русская трусливая либе- ральствующ ая буржуазия, избегающая живого дела, боящ аяся сделать реши тельный шаг вперед и самоуспокаиваю щ аяся пустой болтовней. Добролюбов, будучи свидетелем той революционной борьбы, которую вело крестьянство и революционная разночинная демократия с самодержавием и крепостниками, бы т далек, конечно, от того, чтобы словом «обломовщина» характеризовать всю «русскую нацию», как это, на основа нии высказываний Добролюбова, опро метчиво сделал Н. Бухарин в своей, опубликованной в газете «Известия» (№ 18 от 21 янв. 1936 г.), статье, говоря о России, как «о стране, где обломов щина была самой универсальной чертой карактера, где господствовала нация Обломовых». Д авая достойную отповедь этой гни лой «концепции» Н. Бухарина, «Прав да» (в статье «Об одной гнилой кон цепции», № 40 от 10 февраля 1936 г.) вполне правильно замечает: «Вр яд ли тов. Бухарин сумеет об’яс- нить к точки зрения своей «концепции», ка к это «нация Обломовых» могла исто рически развиваться в рамках огромней шего государства, занявшего одну ше стую суш и земного шара. И никак не понять с этих «универ сально обломовских позиций», к а к рус ский народ создал таких гигантов х у дожественного творчества и научной мысли, как П уш кин и Лермонтов, Ломо носов и Менделеев, Белинский и Ч ер нышевский, Г ерцен и Добролюбов, Тол стой и Горький, Сеченов и Павлов. С какой любовью говорит о русском, народе Ленин, который повел его по пути революционной борьбы к новому светлому будущему, к социализму!». Не было, повторяем, и у Добролюбо ва намерения причислить весь русский народ к ли ку «Обломовых». Больш ое политико-общественное, вос питательное значение имела также ста т ь я Добролюбова «Когда ж е придет на стоящий день?». В этой статье Добро любов подверг основательному раэбору ромая Тургенева «Накануне». Добролю бов указы вает, что Тургенев не спра вился со своей задачей, что) он, вслед ствие своей нерешительности, обошел скользкие места, показы вая нам, ка к революционер Инсаров любит, что из этого происходит, но зато не показал нам настоящего революционера в дей ствии, в борьбе. Добролюбов упрекает Тургенева за то, что он оторвал героя своего романа о т русской действитель ности и не сделал его носителем рево люционных идей передовой части рус ского общества. И напрасно, по мнению Добролюбова, Тургенев сделал своего революционера Инсарова болгарином, когда налицо имелись уж е наши отече ственные революционеры. Н а вопрос — «когда ж е придет настоящий день», Д о бролюбов дает ответ: «мы живем нака нуне этого дня», т. е. накануне рево люции. Таков был разбор, которому Добро любов подвергал каждое значительное художественное произведение. Поэтом у статьи Добролюбова не потеряли цен ности и теперь. В этих статьях отрази лась история всей эпохи шестидесятых годов прошлого столетия. Со статьей Добролюбова «Когда ж е придет настоящий день?» Тургенев по знакомился по рукописи еще до того, как она была напечатана. Тургеневу эта статья не понравилась. Либерал Т ур ге нев вообщ е не мог согласиться со взгля дами революционера-демократа Добро любова. Обиаелея такж е Тургенев за тон статьи . Тургенев вообще не хотел допустить, чтобы бывший семинарист, юноша-разночинец делал ему указания, давал ему поучения. Тургенев требовав от Некрасова и Чернышевского, чтобы они не печатали статьи в том виде, как она написана. Тургенев угрожал, что если ста тья будет напечатана, он пере станет сотрудничать в «Современнике».
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2