Сибирские огни, 1936, № 3
к ри т и к а и б и б л и о граф и я mnmiiiiiniiiiiniiniiininimiiaimtHiiiiiiniiiHifliiminHiininimimimniHniimininiin» 8 » тересах всего коллектива. Разве для рабочего, для инженера его завод, его станок — не личное дело в такой же мере, ка к и общественное? Разве с дру гой 'Стороны семья — в прошлом наибо лее «личное» у человека — у советско го человека — только личное его дело? Семья все более становится одним из участков строительства коммунизма в важнейшей части этого строительства — в воспитании коммунистического чело века. Прежде средний отец семейства, воспитывая детей, заботился обычно лишь о том, чтобы подготовить их к «прожитию», да еще к тому, чтобы на старости получить от детей «кусок хле ба». Б у р ж у а готовил из своих детей квалифицированных экоплоататоров. Де ти бурж уа мечтали о скорейшей кончи не «дорогих родителей» в надежде по лучи ть наследство. Совсем иные отно шения в советской семье. Воспитывая детей, советский гражданин готовит не «кормильцев» на старость лет, не обы вателей, а строителей коммунистического общества. Т акая семья — одновременно и личное и общественное дело. В этом смысл грани между личным и обще ственным все более и более стираются, и ее уж е совсем не 'существует для пе редовых слоев населения нашей стра ны. Уходит в прошлое «двойная» жизнь, «двойной» человек капиталистического общества — строятся новые отношения, при которых коллективные интересы не отделимы от индивидуальных, при кото рых и самые понятия «личное» и «об щественное» становятся все более ус ловными, теряющими свой прежний смысл. Это единство личного и обществен ного — ‘ один и з основных мотивов ро мана Н. Островского. Именно единство, а не принесение в жертву личных инте ресов общественным. Разры в с Тоней для Павла Корчагина — не жертва, не подвиг во имя революции, а простое, естественное проявление его классовой сущности. Разры вая с Тоней, Корчагин не «страдает», не «вырывает из сердца любовь». Нет, эта любовь просто_ отми рает, вступив в противоречие с миром, которым живет, частью которого Кор чагин является. Здесь — не противоре чие между личным и общественным, а конфликт между отношением к жизни людей разных классов. Полноценность, цельность человече ской личности новой эпохи истории у т верждает автор на протяжении всего романа не только образом Павла, но и других персонажей. Ж ухрай , Бр узж ак , Политовский, Устинович — все это то т стальной человеческий материал, кото рый рожден социалистической револю цией и представляет собой основу для формирования нового общества. Нового человека Н. Островский пока зывает рядом положительных образов. Установилось некое правило, что отри цательные образы удаются некоторым нашим писателям гораздо лучше, чем положительные. Невидимому они не на учились еще хорошо видеть нового ч е ловека, и потому немножко выдумываю т его. Н. Островский видит, чу вств уе т этого человека, и он получается у него живым и убедительным. Е го положи тельные герои — не схема и не хитро умная комбинация абстрагированных че ловеческих свойств. Е го герои просты, они живут, а не священнодействуют. Они поданы красочно и в то ж е время без применения какой-либо литератур ной косметики. Ни отдельных ошибок, ни колебаний, ни смешных сторон в ха рактеристике своих героев автор не пы тается скрывать и замазывать. Он не заставляет этих героев быть бесплот ными ангелами, не стирает индивидуаль ные их черты общим «благочестивым» шаблоном. Каждый индивидуален, каж дый характерен особыми, ему присущи ми чертами — но в то же время все об’единены общностью идеи, общностью классовой целеустремленности. К а к внеш не различны старик-машинист Политов ский и Павел Корчагин, и как в то ж е время едины они по внутренней сущно сти их. Э то т показ классового единства,, выражаемого в действиях самых разно образных по своим индивидуальным свойствам личностей — громадная цен ность романа. Фабула романа построена, главным- образом, на показе жесточайшей клас совой борьбы на Украине в 1917-18 го дах. В этом случае было бы довольно естественным для автора, активного- участника борьбы, увлечение батальны ми картинами, героическими эпизодами, Н. 'Островский не пошел по этой, до вольно избитой дорожке. Е го горазд» больше интересует человек, ведущий; э ту борьбу, ело внутреннее (содержание стимулы героизма, чем внешние прояв ления этого героизма. На примере ж и з ни Павла Корчагина автор показывает, как в результате противоречий обще ственного строя рождается классовый боец — и нам после этого понятен его героизм, его целеустремленность и пси хологическая цельность. Классовая борьба жестока. Она не мо ж ет бы ть иной, и если бы пролетариат не был бы последователен и беспощаден с классовым врагом, он не одержал бы. победы. Убийство в борьбе — законно и неизбежно. Это ясно автору, это яс но его героям. Но для эксллоататорских классов насилие, убийство — не то л ьк а метод борьбы в определенных конкрет ных условиях. Д ля них это — основное условие господства и самого сущ ество вания экоплоататорского строя. Насилие и убийство органически присуще феода лу, капиталисту, на нем построено их историческое бытие. И совершенно иное значение имеют методы насильственной борьбы для пролетариата, клаюса, исто рическое назначение которого — созда ние такого общественного строя, при котором насилие и убийство б уд у т не только не нужны , но просто невозмож
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2