Сибирские огни, 1936, № 3
воздействия, сила убедительности пос леднего особенно высока. В чем же здесь причина? Она заклю чается в непреклонной целеустремлен ности романа, в глубокой искренности, в том, что книга Н. Островского — б о л ь ш е е и с т с к а я книга от перво го до последнего слова. Прочитав «К а к закалялась сталь», к а ж дый читатель неизбежно выносит из нее глубоко оптимистическое чувство у ве ренности в победе коммунизма, в побе де жизни над смертью. А ведь если, по рецепту пушкинского Сальери, роман «раз’ять, как труп», то ка к будто ничего веселого в романе нет. В самом деле, ос новной герой на всем протяжении рома на претерпевает одно .несчастье за дру гим, страдает о т ран и болезней, дале ко не все благополучно у «его и в обла сти так называемой «личной» жизни. Ж и зн ь героя буквально трагична. И однако не уныние и ж,алость, не песси мистические размышления о бренности бытия вы зываю т у читателя все эти тра гические моменты романа, а наоборот — величайший оптимизм, стремление к действию, к борьбе. Такое на первый взгляд непонятное явление — резуль тат непоколебимого оптимизма автора и его героев, оптимизма не словесно-де кларативного, а действенного, органи чески присущего этим героям, имя кото рым — пролетариат. Роман (исключи тельно ярко показы вает бессилие всех врагов пролетариата, начиная от бело гвардейца и кончая враждебными чело веку, еще не побежденными наукой би ологическими факторами в их попыт ках помешать победоносному строи тельству нового мира. «Н ет таких кре постей, которых не могли бы взять большевики» — каждым образом, к а ж дой строчкой, каждым словом своим утверждает роман. В 1885 г. Энгельс, отстаивая обяза тельность тенденции в художественном •произведении, писал: «Но я думаю, что тенденция должна сама по себе вы те кать из положения и действия, без того, чтобы на это особо указывалось». Э т о му требованию, лежащему в основе принципа социалистического реализма, полностью отвечает «Как закалялась сталь». Роман насыщен большевистской тенденцией, но именно так, ка к этого требовал Энгельс. Весь жизненный путь Павла Корчагина так показан автором, что большевистская тенденция именно «вытекает и з положения и действия». И в тех случаях , когда герои и автор вы сказы ваю т свои мысли, говорят о це ли своей борьбы, о цели жизни — это не зв учи т публицистически, так как психологически и художественно обосно вано, как вывод из положения и дей ! ствия. Следующий пример особенно ярко подчеркивает э т у особенность романа. После ряда тяжелых этапов на своем жизненном пути, уж е серьезно больной, Павел Корчагин приходит на место, где были замучены белогвардейцами лучшие друзья его детства и юности. И понят но, что именно в это т момент у героя должны были родиться определенные мысли, определенные выводы и з про шедшего трудного и сложного этапа жизни. И так звучи т этот вывод: «Са мое дорогое у человека — это жизнь. Она дается ему один раз, и прожить ее надо так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы, чтобы не ж ег позор за подленькое и мелочное прошлое и чтобы, умирая, смог сказать: «вся жи знь и все силы бы ли отданы самому прекрасному в ми ре — борьбе за освобождение челове чества». Э ти глубокие слова заклю чаю т в себе яр кую большевистскую тенден цию, они вы раж аю т новое понимание- смысла жизни, диаметрально противопо ложное тому, которым пробавлялась- идеалистическая литература и филосо фия. И выражена эта мысль отнюдь не публицистично — она обоснована и до казана всем развитием романа. Поэтом у и звучи т художественно и неотразимо- убедительно. Таким ж е художественным приемом Н. Островский разрешает и ряд других, глубочайших проблем человеческого бы тия. Одной и з таких проблем явл яется вопрос о «личном* и «общественном»- Эти термины употребляю тся у нас, как:, нечто привычное и само собой понят ное. «Личное» и «общественное» в пов седневном житейском обиходе, в лите ратуре продолжаю т рассматриваться, как некие различные категории, из коих од на — «личное» должна быть подчинена; «общественному», что рассматривается, как благо. Однако сущ ествую т ли об’- ективно в наших услови ях эти две, вза имно противоположные и подлежащие взаимному сочетанию категории? Д а е щ е с у щ е с т в у ю т , как один из пе режитков капиталистического общества, но у ж е о т м и р а ю т для коммуниста, для передового строителя социализма. «Личное» и «общественное» — это вы ражение «двойной» жизни человека в капиталистическом обществе. Ж и зн ь пролетария делилась на две части — больш ую часть ее отнимал рабский труд на капиталиста. Э то была, та к сказать^ своеобразно «общественная» часть ж и з ни, та, которую отнимало для своей на ж и вы капиталистическое общество. Д р у гая, меньшая, часть жизни оставалась у пролетария для себя. Э то была «лич ная» жизнь, которую передавая часть- пролетариата отдавала действительно об щественной жизни — классовой борьбе. В капиталистическом обществе «личное» и «общественное» были противопостав лены друг другу, ибо в борьбе классов, в противоречии между интересами лич ности и коллектива состояла сущ ность капиталистического и всякого собствен нического общества. Но при социализ ме, тем более при коммунизме, этого- противоречия не может быть, оно не мыслимо при строе, основанном на ин—
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2