Сибирские огни, 1927, № 2

Там, тренируясь в «Иркутском литературно-художественном обществе» («Илхо»), в газетах «Красный Стрелок» и «Власть Труда», Михаил Скуратов начал печатать стихи. В 1924 году (не сразу) появился в «Сибирских Огнях». В этом же году Скуратов перебрался в Москву, в «Высший литературно-худо- жественный институт имени В. Брюсова»; но, к нашему удивлению, «Сибир- ских Огней» не бросил, хотя стихи его охотно печатают в Москве и Ленин- граде («Красная Новь», «Новый Мир», «Прожектор», «Красная Нива», «Зве- зда», альманахи «Перевал» и др.). Несмотря на обилие больших салонов, где его любезно принимают богатые хозяева, Скуратов жалуется на бес- приютность. «Нет ни кровли у меня, ни угла с постелью, Под заборами брожу—рад не рад безделью». Но это—область стихийных бедствий: у нас находятся особняки на «Чистых Прудах», для никчемных учреждений (недавно много сотен выстави- ли с милицией) с такими же чиновниками (у них, конечно,—квартиры), и нет комнаты для лучших из расцветающей нашей, творческой, молодежи... • Михаил Скуратов внес в сибирскую поэзию свои, чисто сибирские, темы. О нем и о П. Драеерте можно сказать, что они не только сибирские поэты, но h поэты Сибири. «Байкальская бась», «Старый бродяга», «Первый ссыльный», «Московский тракт», «Таежные думы», «Ангара», «Сибиряки», «Якутская Повесть» и т. д.—заглавия стихотворений М. Скуратова. Сибирская старь Скуратова выкопана не в архивах. Она от ленских приисковых преданий, от бабушки Скуратова—большой сказочницы, от предков. «Деды, прадеды мои и бабки С испокон веков сюда пришли. Сотню лет, без малого, без драки Не могли сыскать себе земли. Были предки—русые вояки, Не из пришлых позже каторжан. Ах, не даром колесили в слякоть Собирать ясырь по рубежам!». Истый сибиряк, Скуратов—за романтику стихийных завоеваний, за разбойничью хватку, за лоэ зию борьбы в пустынях, в краях золотоносных и смертельных. Но после драк, завоеватели берутся за плуги, косятся на по- сельгу п думают о крепкой защите забранного. «Лишь теперь сыны варнацких витязей Не идут в набег и грабежи, Раз давно почетные их тысячи Записались в племя старожил». Обжитая земля множит иных людей. Вырастают города. В городах рож- дается пролетариат. И потомок шкуродеров надевает, вместо кольчуги, зна- чок КИМ'а. В «Якутской Повести», в ряде других стихотворений, Михаил Скуратов, естественно, становится на сторону обиженных. «Ай, и хитрый народ торгаши, Ай, и жадные стали, как волки! Едут в гости, а рвут барыши,— В гости едут с боченками водки... И зачнут величать всех: дружок да дружок, По обычаю шлют подарки,— Русской водки дают глоток, А кому и по целой чарке...

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2