Сибирские огни, 1927, № 2
ся, что под ровной, начинающей буреть степью похоронены глубокие уще- лия, долины рек и пропасти. Беспрестанный юго-западный ветер горяч. Не он ли похоронил эти горы под песком южной безводной пустыни? Вот и Сергиополь—маленький городок, стоящий у речки Аягуз. В до- лине реки кое-где зелень, деревья, а кругом каменисто и серо. Не дай бог Сергиополю испытать вновь топливный кризис! После гражданской войны, когда с севера не было подвоза, на топливо пошли даже перегородки, полы и потолки, не говоря уже о заборах и сарайчиках. Лето здесь знойное, но и зи- ма холодна. Мятели, бураны. Зимы короткие, но буйные. Сам Балхаш стоит подо льдом три-четыре месяца, даром, что летом там живут пеликаны, да- ром, что тигры чувствуют себя, как дома на южном побережьи. Балхаш. Речка Аягуз впадает в него, питая его с северо-востока. А с юта впадает в Балхаш Или. А от устья Аягуза до устья Или верст триста. Берегом еще больше, а это по прямой линии. Балхаш велик и вода в нем со- леная, как в море, не даром киргизы зовут Балхаш—Ак-тен-гиз, что значит Белое море, а китайцы—Си-хай, что значит море западное. На тракте встретились с нами печальные путники. Это были эмигранты из Казакстана в Сибирь. — Откуда? — С юга...—Человек в ломаной соломенной шляпе отвечав неохотно. Женщина, лежащая на телеге, глядела на нас безучастными, выцветшими глазами. — Ну, как там? Женщина усмехнулась. Мужик ответил насмешливо: — Золоты горы, серебряны, озера. Я, как говорится, не сморгнул глазом. — Если так, зачем уехали? — Кыргызня заела. Когда-то царское правительство поощряло мужика: «Селись, хватай землю, чувствуй себя, как дома. А киргиз не человек, так—рыльце. «Те- перь раздоры, вспоминают старые обиды. — Шишнадцать коней было, половину барынтачи угнали,—шипит баба с повозки. Баранта, собственно, угон коней. Баранту, пожалуй, нельзя опреде- лять, как чистый грабеж. В баранте есть элемент хулиганства. Барантачи— в большинстве молодые люди—джигиты. В случае сопротивления налетчики не останавливаются и перед убийством, но^ и хулиганы делают это нередко. Настоящие разбойничьи шайки тоже есть в степи. В нынешнее лето гремела шайка «Кишкаш», производящая налеты на торговцев, едущих с Куяндинской ярмарки. — Кишкаш что ли орудовал?—спрашиваю я выселенцев. — Не-е. Кащеи. Позже справлялся о шайке Кащеев. Туземцы грохотали: — Врут русские. Это они со злобы. Кащеев нет никаких. Есть «Кош- чи»—батрацкий союз, организация бедняков. Хорошие люди—советские. Ну, в роде комитетов бедноты. А баи и русские кулаки распространяют слух, что члены союза занимаются барантой, ну, в роде, как в восемнадцатом году го- ворили, что все большевики бандиты. — На Балхаше бывали?—спрашиваю я крестьянина.—Ведь тут не- далеко?
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2