Сибирские огни, 1925, № 6

ответствии с научными требованиями». И вот сути-то «методики»—нет: ни Мель- никова- Печерского, ни Лескова, ни тем бо- лее Даля вы не найдете... З а это можно смело поручиться. В методическую же главу попали при- меры записывания, несмотря на то, что этому посвящена особая глава. Здесь же указывается, что «на предлагаемую нами программу следует смотреть только, как на вспомогательное пособие, уясняющее, главным образом, технику дела».' Третья глава дает пенные указания— где, от кого и что записывать. Здесь боль- шой опыт собирятелей-авторов сказался наилучшим образом,—лучшая глава всего труда. И снова в последней главе—авторы отмахнулись от конкретных указаний по вопросу—«как записывать», и снова отсы- лают к Ровинскому... Между тем эта гла- ва так же ценна, а главное необходима, как и предыдущая, если авторы действи- тельно хотят провести работу по собира- нию словарного материала «в строгом соответствии с научными требованиями». Впрочем, оговариваюсь. Меня собствен- но интересует вопрос, на кого рассчиты- вали составители «опыта» при работе по их программе? Имели ли они в виду при- влечь к собиранию словарного материала массовых работников - педагогов, избачей, клубистов, нардомцев и т. д.. или же рас- считывали только на хвою аудиторию, на определенный круг, хорошо теоретически знакомых с делом лиц. Если верно послед- нее предположение,™—повторяю оговорку— составители более или менее правы: этот кадр собирателей-люди достаточно опыт- ные, толково инструктированные. Для них программа—лишь справочник, нужный в оп- ределенную минуту. И только. Если же программа имеет в виду массовых работни- ков (а краеведение ставит своей основной задачей вовлечение в работу по изучению края массового работника), то должен ска- зать, что того, на что рассч1яывали авто- ры. она не достигнет. Массе нужны кон- кретные, практические указания, вплоть до форм записей. Хорошо указано—что собирать, и слабо - как собирать. Это не повредило бы «опыту». Издана книга на хорошей, плотной бу- маге, чисто и даже изящно. Я. X. Пав. Хороших—«Об изучении детских рисунков туземных племен Сибири». Изда- ние Этнологической Секции Вост.-Сибирск. Отдела Русск. Географич, Общества. Ир- Чкутск. 1925 г. Стр. 16. Небольшая работа Пав. Хороших носит программный характер и не претендует на полноту освещения и охват?, вопроса все- сторонне. Имеется в виду лишь постановка вопроса о необходимости собирания и изу- чения детского рисунка туземных племен Сибири в этнологическом значении. Автор указывает, что программа эта со- ставлена им на основании обозрения кол- лекций. хранящихся в Русском Этнологи ческом Музее, в Музее Этнографии и Антро- пологии, Академии Наук, в Румянцевском Музее и в музеях Сибири и. главным об- разом, на основании собственного мате- риала, собранного им в течение 1921. 1922" и 1923 г. г. во время его научных команди- ровок на остров Ольхон, находящийся на севере озера Байкала. Материал этот был выс!авлен в январе 1925 г. в Иркутске на краеведческой выставке, в виде большой коллекции детских рисунков, классифици- рованных по признаку общности содержа- ния в девяти сериях: 1) домашние живот- ные, 2) дикие животные. 3) человек, -^по- стройки, 5) промыслы, fi) предметы домаш- него обихода, "') средства передвижения. 8) лес и растения и 9) сложные сцены. Коллекция эта п р и в л е к^ большое вни- мание как специалистов, так и лиц. инте- ресующихся вопросами художественного' творчества детей. Особый интерес вызы- вается тем, что М1териал этот собирался систематически в течение трех лет среди девяти бурятских родов целого района с замкнутой и обособленной древней куль- турой, почти не тронутой и не подвергшейся влиянию современности в отношении быта и культа, и представляет интерес не только для этнографа, но и для педагога и психо- лога. В части программной автор дает ряд бесспорных и ценных указаний. Им ука- зывается на необходимость и ценность ве- дения дневников подробной регистрации истории рисунков, на недопустимость ко- пии. вмешательства и влияния взрослых на детский рисунок и предлагается вести вск> работу по созданию детского рисунка на основе активности и свободного самопроя- вления ребенка. Вообще автор дает правильное освеще- ние вопроса, устанавливает необходимый подход и имеет большую заслугу в том, что впервые ставит вопрос о ценности детского рисунка туземных племен Сибири и необходимости его изучения, так как до сего времени (насколько нам известно) в литературе специально и конкретно вопрос этот еще не ставился, а имеются тс^пько незначительные замечания или указания в связи с другими вопросами. Работа снаб- жена ценным указателем литературы, ка- сающейся затронутого вопроса, и сопро- вождается тремя таблицами рисунков, пояс- няющих текст. Внешне издана вполне удо- влетворительно. Все это делает эту малень- кую программную работу интересной и за- служивающей. большого внимания. П. Требуховсквй.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2