Сибирские огни, 1925, № 6
нейших трактов Сибири (Чуйского, Усин- ского, Тункинского, Якутского, Братского с Илимским, Шалашникорского, IV!псков- ского и Кяхтинского), перечень работ, ис- полненных на этих трактах в период 192М925 годов (с применением впервые в Сибири, в виде опыта, машин стругов, утю- гов и тракторов), данные о величине кре- дитов, отпущенных на ремонт государствен- ных трактов и дорог местного значения, и, перспективы дорожного строительства V/ Сибири. Брошюра написана простым, ясным язы- ком и может быть рекомендована широко му кругу читателей, интересующихся со- стоянием сибирской сети сухопутных пу- тей сообщения, так как в настоящее вре- мя, в связи с предполагаемой индустриа- лизацией Сибири, дорожный вопрос приоб- ретает особо-важное значение. Серьезных дефектов в брошюре нет. из мелких же можно указать на следующие: 1. На странице 7 автор С. Д. Журавлев предлагает называть дороги с гравийным полотном—^шоссейными», хотя под этим названием обыкновенно принято понимать дороги с щебеночным полотном; неправиль- ность применения названия «шоссейных» в отношении дорог Сибири далее (на стр. 31) признает и сам автор, указывая, что «при грузообороте свыше 16.000 тонн, от гравий- ных дорог надо переходить к более совер- шенному типу —шоссейному». 2. На стр. 10 упоминается, что «Илим- ским трактом, как недостроенным, почти не пользуются», тогда как на самом деле тракт в настоящее время совершенно непроезж, и сообщение между Б. Мамырем и Усть-Ку- том производится на лодках по р р. Куте, Купе и Лене. 3. На стр. 11 весьма категорически ука- зывается, что «вследствие большого расхо- да леса в верховьях р. Лены на постройку корбазов, там скоро лесные массивы будут исчерпаны»; по мнению же многих специали- стов, этот вопрос весьма спорный. 4. На той же странице говорится, что «по своему географическому положению наиболее выгодным направлением для тор- говли с Танну-Тувин^кой Республикой, Уланкомским и Улясутмским районами является Усинское»; в отношении Танну- Тувинской Республики—это верно; верно это и для грузов, идущих из Уланкомского и . Улясутайского районов на восток; для грузов же, идущих из этих двух районов на запад (в Европейскую Россию), • а таких грузов наибольшее количество,—кратчай- шим выходом является Чуйский тракт. Издана брошюра прилично; фотографии исполнены удовлетворительно, чего ска- зать нельзя о карте, на которой тракты, железные дороги и линия, изображающая государственную границу с Китаем, весьма мало раапичаются между собой. В общем появление этой весьма содср: жательной и интересной брошюры, описы- вающей все главные тракты Сибири, сле- дует приветствовать, так как в литерату- ре до сих пор имепись описания только отдельных трактов. Б. И Н. й. -Нарташов. праф.—«Угли Черемхов- ского каменно-угольного бассейна и их испытание в 1924 году». Издание Черем- басстреста. Иркутск. 1925. Тираж 500 экз. Цена не обозначена. нигу эту настоятельно рекомендуем прочесть всем нашим хозяйственникам и специалистам, имеющим отношение или работающим в каменноугольной промышлен- ности, по вопросам теплового хозяйства и по транспорту. И не только прочесть, но внимательно изучить с тем, чтобы на прак- тике применять и использовать ряд указа- ний и выводов, к которым автор этой кни- ги пришел. Черемховские угли, имеющие громадное значение для Сибирского края, как топли- во для железнодорожного транспорта в первую очередь, были до сих пор недоста- точно исследованы в части их свойств и качеств, определяющих их ценность, как именно таковое топливо. Это не могло не отзываться на их оценке, подчас односто- ронней и Построенной или на их незнании или на неумении радикально их использовать. Естественно поэтому, что Управление Че- рембасстреста встало на единственно пра- вильный путь систематического испытания черемховских углей в условиях их прак- тического применения—путем организации •серии опытных поездок на этих углях з условиях полной практической действи- тельности. Управление Забайкальской жел. дороги, естественно заинтересованное , в результате этих опытов, полностью пошло им навстречу. Реферируемая книга,—описа- ние, отчет и резюме проделанной работы, ее руководителя, организатора и фактиче- ского исполнителя—профессора Томского технологического института Н. И. Карта- шова. Книга содержит много специального интересного, сравнительно узкому кругу лиц. Здесь хотелось бы только отметить главнейшие моменты,характеризующие про- деланную большую и очень ценную рабо- ту, а именно: серьезно и глубоко проду- манный метод постановки опытных поез- док, тщательный учет всех деталей и осо- бенностей каждой поездки (до 50 поездок), беспристрастный и подробный анализ ре- зультатов пое.-дки и, наконец (что особен- но ценно), ряд чисто практических указа- ний по части методов сжигания тех или других сортов |углей, ухода за топками и т . д.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2