Сибирские огни, 1925, № 6
-и снабженческие потребности населения Приленского края требуют заброски в не- го значительного числа грузов. При об- щем отсутствии путей сообщения в Крае операция эта уже исстари выполняется, главным образом, сплавом товаров по Ле- не на особых местных судах—«паузках». Эта подвижная ярмарка и названа авто- ром Ленской сплавной ярмаркой, обслужи- вающей северную часть Иркутской губер- нии, Киренский уезд и Якутскую АССР. Основному вопросу о Ленской сплавной ярмарке автор предпосылает сжатый эко- номический обзор Приленского края с до- вольно обстоятельным цифровым материа- лом, касающимся отдельных районов.—Циф- ры эти, характеризующие площадь, коли- чество и состав населения, род его заня- тий, доходы, торговые обороты и пр. и яв- ляющиеся сводкой данных целого ряда источников, приводимых автором, являются уже сами по себе ценным материалом для изучения богатого, оторванного от прочих областей Союза, Края. Наряду с кратким экономическим обзо- ром районов, обслуживаемых Ленской сплавной ярмаркой, автор предпосылает и историю этой ярмарки. Периодом расцвета ярмарки, появившейся еще в начале XIX ст.. был период до 190О г. З а годы войны и "революции ярмарка почти замирает, и только с 1923 и 1924 года появляются признаки ее возрождения. Общая стоимость товаров на ярмарке 1S24 г.. участниками которой являлись го- сударственные и кооперативные организа- ции, во главе с Якутторгом и Холбосом (кооперативная организация Якутии), а так- же ряд частных учреждений, определялась 2 .130.000 рублей. Весь же товарный обо- рот 1923-24 года выразился, примерно, в 10 милл. рублей, или около 65 проц. до- военного. При этом наибольший удельный вес в общем обороте принадлежал текстилю, хлебным и бакалейным товарам. Что ка- сается форм расчета, таковых было три: 1) обмен на пушнину, 2) на золото и 3) за деньги. Расчеты за деньги составляли 50 проц. всего оборота. При сравнительной выгодности для тор- говых предприятий, ярмарку 1921 г. тем не менее нельзя признать вполне удовлетво- рившей запросы населения- Если по коли- честву товаров спрос был удовлетворен всего на 50-60 проц., то подбор товаров еще меньше удовлетворил потребительский -спрос. Как отрицательное явление, харак- терное для ярмарки 1924 года, было нали- чие «нездоровой конкуренции» между участ- никами и недостаточной организованности сплава. В проведении ярмарки 1925 года боль- шим осложнением явилось предоставление Холбосу Якутским ЦИК'ом монопольного права скупки золота. Между тем при край- нем недостатке в денежных знаках основ- ным платежным средством населения слу- жило именно золото-сырец. Естественно, это распоряжение Якутского ЦИК'а, отме- ны которого с огромным трудом удалось добиться лишь к концу сплава, чрезвычай- но осложнило положение всех участников ярмарки. Другим неблагоприятным обстоя- тельством являлись местные налоги как на территории Иркутской губернии, так и на территории Якутской республики, которые, особенно как береговой сбор, не могут быть названы иначе, как побором (в Усть- Куте за причал паузков к берегу взима- лось 14 р. в сутки!*). Как на особенность ярмарки 1925 года, автор указывает на участие в таковой ки- нематографа, впервые появившегося на Ле- не. Кинематограф вызвал живейший инте- рес со стороны туземцев и являлся отлич- ным средством рекламы для ярмарки. Переходя в последней главе к очередным задачам Ленской сплавной ярмарки, автор заключает, что «своевременная заготовка товаров для Лены является одним из необ- ходимейших условий рационального веде- ния сплавных торговых операций». Далее, полагая, что в силу особенностей Прилен- ского края—отсутствие путей сообщения, незначительная плотность населения—яр- марочная торговля в нем будет необходима еще на долгие годы, автор совершенно пра вильно настаивает на юридическом при- знании Ленской сплавной ярмарки и на включении ее в сеть ярмарок Союза, как ярмарки краевого значения, с предоставле- нием целого ряда льгот: по кредиту, тари- фу и проч. Кроме того, высказывает поже- лание о создании постоянного ярмарочно- го комитета и о широкой постановке ин- формации и рекламы. Все это, бесспорно, необходимо для пра- вильного разрешения поставленного авто- ром вопроса. Книга хорошо изложена, без излишней перегрузки цифрами и, несом- ненно. заключает в себе ценный и спра- вочный и руководящий материал для орга- низаций и лиц, так или иначе интересую- щихся товарообменными операциями в Приленском крае и в частности развитием и усовершенствованием Ленского сплава. В Б—в. «Государственные колесные дороги Си бири». Издание Сибирского Краевого Уп- равления Местного Транспорта. Новони- колаевск. 1925 г. 35 страниц т е к с т а +• 21 фо- тографический снимок + карта дорог Си- .бири. Изданная Сибкрайомесом брошюра содер- жит в себе статистические сведения о на- сыщенности Сибири сухопутными путями сообщения, по сравнению с иностранными государствами, краткую характеристику (значение и техническое состояние) глав-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2