Сибирские огни, 1925, № 6
Вает на себя рвань, в карман дожит баро- метр, прицепляет серп и идет с пасхаль- ными,визитами. Очевидно, это осмеяние «мягкотелой интеллигенции». И старый чорт здесь замешан, который никак не может понять, почему в России новый год стал раньше Рождества. Землемер, который хочет для женщины совершить «геройский подвиг» и крадет у своей любимой тетушки болонку и, нако- нец, герой Сковородкин, чтобы рассмешить читателя (рассказы-то юмористические), творит всякие благоглупости, гипнотизи- рует пьяного, прыгает на нем и, наконец, наглотавшись вместо шпаг перочинных но- жей и штопоров, в больнице собирается испустить дух. И это пишет человек сейчас. Ни юмора, ни жизни, ни живых людей ничего. Все проходит мимо автора, не за- дев его. И поневоле автору нужно сочинять, выдумывать те нелепости, которыми на- чинена его книга, и деревянной ногой (из ножки стола) автор лезет в литературу. У героя Д. Морозова украли три ноги, и он ушел из квартиры. Недурно бы и с автором сделать такую же операцию. И хочется кончить рецензию последними словами автора в рассказе «Астролябия»: «К?гда барышня, возмущенная украденной собачкой, взвизгнув, убегает, автор гово- рит: - Батюшки! Да у нее никак глисты!— встрепенулась тетка Варвара... Гриша, вер- ни ее. Я ей хороший рецепт дам. Взять пол унции истолченных шпанских мух и настаивать на спирте, употребляя сие по- полам со зверобойным маслом, Оное ле- карство помогает от глистов, равно как и от трепетания» нервов» (это тоже для того, чтобы развеселить читателя). Может, «оное лекарство» помогает и от наводнения русской литературы подобными книгами. Г. П. ? Массовая художественная литература.— ' Рассказы Яблочкова, Сивачева, Тренева. Касаткина и др. Издательство «Недра». 7 книжек по 10—20 коп. Москва. 1925. К массовой художественной литературе должно пред'являть повышенные требова- ния. Одной художественности тут недоста- точно, нужно прежде всего здоровое и инте- ресное содержание, из которого сама со- бой вытекла бы здоровая направляющая мысль. Нужен простой трезвый язык; син- таксис Б. Пильняка никак в массовую ли- тературу не втиснешь, несмотря . на всю его своеобразную выразительность. Каково содержание массовой библиотеч- ки «Недр»? Поп Емельян и жуликоватый землевла- делец Косенко, заблудившись и погибая ,:Ск<5ирские Они 1 * Ns t. iV:.'- г. под метелью, вспоминают свои грехи пе- ред крестьянами, каются и дают разные обеты, а опасность прошла, и оба снова жульничают. Ст а р ик Петухов ссорится со своей не весткой из-за огорода, и оба ждут, кто ско- рее помрет. Председатель губисполкома Кузовков бо- рется с кон гр-революцией, борьба осложня- ется участием в деле некой соблазнитель- ной женщины Веры Васильевны, перед ко- торой Кузовков «чувствует первый В О Л Н У - Ю Щ И Й трепет». Контр-революционеры в этом рассказе арестовываются так: «Име- • нем Его Величества Пролетариата». Есть и ряд других нелепостей, которые бьют в глаза. Советский милиционер кричит на кресть- ян, берет с них взятки. Потом на мужика нападает бандит, душит, режет. Едва ли все эти темы заслуживают ши- рокой популярности. Правда, в других книж- ках лучше. Молодежь на баррикадах 1905 года у Яблочкова, быт политических ссыль- ных у Бахметьева, быт волжских водников (живописный, но малосюжетный) у Касат- кина. Язык далеко не везде «массовый». Встре- чаются такие выражения, как: «пела тоска», «страх острием сверкал в ласке» (Бахметь- ев), председатель губисполкома «согнал из ближайших деревень согни-две крестьян» (Сивачев). Это. разумеется, мелочи но они говорят о необходимости тщательного про- редактирования беллетристики прежде, чем ее пускать в массу. В издательстве «Недра» анонсированы, в качестве массовой художественной лите- ратуры, вещи большой ценности: «Рассказ о канДалах»—Ляшко, «В работнмках»- Ив. Вольнова, «Порывы»—А. Яковлева, Анатоля Франса—«Крекнебиль» и др., но до Сибири эти брошюрки, повидимому, еще не дошли. Г. Андреевич. Д. Лоуренс. «СемьяБрэнгуэнов» («Радуга»). Роман. Изд-во «Недра». Стр. 365. Москва, •1025. Цена 1 р. 50 к. «После того, как она побывала в высшей школе и мечтала стать благородной де- вушкой, воплощающей всебе какой-то таин- ственный идеал, она приобрела обыкнове- ние вслушиваться в церковную проповедь, пытаясь отыскать в ней соответствующие указания». «Соседняя церковь стала ему близкой и дорогой вещью. Он не только' заботился о ней, он лелеял ее. Новой формы деятель- ности он не мог подыскать себе и потому перенес в<;е свое внимание на старые, близ- кие сердцу, формы поклонения.. Он любил зажигать свечи у органа и при их слабом свете разучивать гимны и песнопения для богослужения».
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2