Сибирские огни, 1925, № 6
...И совсем потерял силы Сердюков, ког- да на главной улице к шествию присоеди- нилась большая толпа с возгласами: — Смотрите, кооперативный маскарад, нарядили вроде, как деревенского спеку- лянта, и в милицию ведут». —В голове перо- -вроде, как с похмелья... и самогону чан везут... Нату-р-р-ально схва- чено!»... Прилично написаны и рассказы «Амери- канец», «Авось до добра не доведет,» ри- сующие будни кооперации с их «обыкно- венными» пожарами, мелкими жуликами, мешающими работе, и т. д. Рассказы жиз- ненные, не похожие на «агитку», доста- точно крестьянам надоевшую. Стихотворное произведение «Спор», по- мещенное в конце книжки, по нашему мне- нию, не произведет большого впечатления на крестьянина. Оно слишком длинное. Те, кто создали великолепную по своей ком- пактности и лаконичности форму стиха—ча- стушку, не особенно долюбливают длинные предлинные стихотворные произведения. Книжка иллюстрирована. Клише четкие, не расплывчатые. Рисунок обложки богат, но слишком сложен. Крестьянами книжка будет читаться, не- сомненно, с охотой. Книжка культурно-полезная. Л. М. NN—«На переломе». Пьеса в 4-х действиях с прологом. Издание Минусинского уполит- просвета. Минусинск. 1925 года. Стр. 37. Чем хуже книга, тем больше ее издате- ли или редакторы стараются убедить чи- тателя в том, что она хороша. И Мину- синский уполитпросвет на 2-х страницах убеждает читателя в том, что пьеса имеет «полную идеологическую выдержанность и ценность исторического документа борьбы пролетариев в Сибири». «Пьеса»-де «имеет... массовые переживания и исторический сдвиг». И толкает пьесу в рабочий и даже сельский клубы. Не пиши уполитпросвет столь высоких слов, может, прочел бы пьесу и отложил, а тут невольно начинаешь запинаться за все ее «идеологические выдержанности», «массовые переживания» и «исторические документы борьбы пролетариев в Сибири». Где тут Сибирь? - Вряд-ли читатель най- дет хоть одну строчку, характерную для Сибири. Где борьба пролетариев?—Трудно и ее найти. Второе действие; трактует о том. что от чехов нужно отступать, ра- зоблачает эсеров и заканчивает выпрыги- ванием менылевиков из окошка. 3-е дей- ствие—герои прощаются со стариками-ро- дителями и в 1-м—героя Дымова, возвратив- шегося после освобождения Сибири домой, мелодраматично убивает бывший фабри- кант. спрятавшийся за кустами. И все. Есть еще пролог—философская дискуссия капитала и раба в цепях; сюда напиханы и пьяные рабочие, и проститутка, и поп, и смертники и т. д. Вся вещь суха, без движения, бездей- ственна и грубо агитационна. О чем тут нет: труд и капитал, торжество капитала, предательство эсеров, трусость и размаг- ниченность меньшевиков, отход от старо- го быта, приезд фабрикантов от «Лиги» из-за границы и т. д., а в общем-ничего. Герои—резонеры, не вызывающие того, что должна вызвать агитка. Для харак- теристики языка героев берем первую по- павшуюся фразу: «С главным мы справи- лись. Революция побеждает на внешних фронтах. Рабочий и крестьянин свою власть любит и крепко держит. Потуги контр-ре- волюции из нутра -лишние жертвы и пока будут, конечно, неизбежны. Колесо проле- тарской революции никто не остановит»... Это в обыденном разговоре такие фра- зочки. В пьесе нет единства действия и твер- дого сюжета. Отрывчатые картины, плохо увязанные между собой. Ко всему нужно добавить, что, кроме толпы людей, собирающихся на митинг, и группы детей, здесь 30 действующих лиц. Книжка, конечно, никакого значения ни в художественном, ни в идеологическом отношениях не имеет. Таким издательствам все же следовало бы согласовывать свою деятельность хотя бы со своим сибирским центром и ' не бросать денег на ветер. Уполитпросвет оправдывает свое изда- ние тем, что автор—самородок-писатель. Смеем уверить, что такие самородки весь- ма низкой пробы, и нет смысла их разра- батывать—себе дороже стоит. - Г. П. Д. Морозов. — «Деревянная нога» и дру- гие юмористические рассказы. Москва, 1925 г. Стр. 96. Ценal50 к. тир. 3500 экз. Издание, очевидно автора. Есть творцы и есть сочинители. К послед- ним относится и Д. Морозов. Он не тво- рит, он сочиняет, чтобы было смешно, он выдумывает такое, чтобы читатель мог засмеяться, а смеяться нечему. Чего тут нет: и человек с деревянной ногой, у которого ежедневно воруют его деревянную ногу, чтобы только выгнать его с квартиры; торгаш базарный, жаждущий знания, а учитель читает ему Горация в подлиннике, из которого ученик усваивает: «Ква-ква... Перету... Карма». А потом несет учителю крупу и молит Христом-богом из- бавить от латыни. Учитель обижен и гонит ученика в шею (ах, как смешно!). Вот Уховертов—в «поисках жизненного пути» решает быть землеробом, закупает у Госсельсклада все с.-х. машины, наде-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2