Сибирские огни, 1925, № 6

Стяхм. Издание Иркутского Литературно- Художественного Общества. 1925. Ц. 15 к. В этом маленьком иркутском сборничке об'единились 9 авторов: Ал. Балин. Жил- кина, Дм. Зотов, Ефим Левит, Ив. Молча- нов, Ал. Мигунов. Василий Непомнящих, Ник. Хребтовский и Лев Черноморцев. Ярче других представлен Ив. Молчанов. Это вполне понятно, ибо он—поэт опреде- лившийся, его литературная физиономия сибирякам достаточно знакома. В книжку вошли стихи, большая часть которых пе- чаталась в «Сиб. Огнях», «Коммунар», «Военорг» и другие. Хороши стихи Ефима Левита—«Поход» и «Север». В «Походе», рисующем первую конную армию, дан превосходный образец аллитерации: «сердцу сотен свисты сабель любы», есть широкие мазки, четкие свежие образы («Степь качает пьяные станицы»), «дней грядущих вырублены доски»). Пре- красно дано Левитом и CetsepHoe море, как, например, характерна и выразительна од- на строчка: «Рыбачья жизнь на пляшущих досках». Остальные авторы бледнее; однако, и у них есть ряд обещающих строк, живых и рельефных штрихов (Балин—«Осеннее ви- но струится по полянам», Зотов—«Но дни вперед без передышки летят с ухаба на ухаб» и т. д.), ценны по содержанию пьес- ски Н. Хребтовского «Деревообделочник», Черноморцева—«Таежный путь», Зотова— «Подпольный листок» (неиспользованная в поэзии тема о подпольной революцион- ной работе). Много замечаний можно бы сделать по части формальных и иных дефектов, кото- рых в книжке не мало, но лучше ограни- читься общим замечанием о том, что мно- гие вещи авторами не проработаны, многое не зрело и слишком зелено. В целом же сборник свидетельствует о подлинных струй- ках поэзии в среде Иркутского лит-худ. о-ва. Г. Вяткин. «Малинник». Сборник рассказов. Г. Семи- палатинск. 1925 г. Ид-во «Степная Правда». Стр. 12<. Тир. 500. Цена не указана. Словам просторно, мыслям тесно. Надо бы наоборот. Слов много жалких, ненуж- ных, затасканных. «Смуглая, стильная головка с упрямыми бровями и змеящейся улыбкой... Седой и мозглый туман клочьями ползет... Прони- зывающей сыростью пропитывает... Холод- но. Сумеречно. Тоскливо». Последние три слова почему-то набраны лесенкой. «...Старый дом с огромным садом, убега- ющим в настоящий гончаровский обрыв... А глаза вонзаются и жгут, и змеится, зме- ится улыбка». Жестокий стиль! В рассказе «Огни» к каждой главе эпи- граф. Тут и А. Блок, и И. Доронин, и ста- рая пословица, и брошенное письмо. Без- вкусно. Рассказ «У порога» кончается почти Блоком: «Синий вечер. Синий снег»... Есть лирические причитания наподобие Ивановских. «Алтай, Алтай, бескрайний, манящий, дикий. • Алтай — звериное жилье медвежачье, лисье. Алтай с россыпями золотыми». Конечно, это хуже Вс. Иванова. Да и во- обще к чему? Почти все рассказы загружены словес- ным мусором. Людей видно плохо. Автор боится показать их читателю, он думает, что они скажут не то, что он хочет. Ав- тор загораживает спиной своих героев, сам лезет на глаза читателю, сам за всех го- ворит, о всех рассказывает. Однако, опа- сения его напрасны. Паранька (рассказ «Огни»), Гошка Званцев (рас. «Вопрос ясен»), Сидельников, Зиночка (рас. «Бывает»), Ма- рия Сергеевна (рас. «У порога»), Иван Сав- вич (рас. «Пепел») и др.--могли бы посто- ять за себя. Местами они выходят из-под опеки автора, и читатель принимает их, как живых людей, видит их. У автора есть зоркий глаз, есть любовь к своему делу. Его рассказы прочтутся не без пользы. Автор—человек не без даро- вания. Ему мешает только его молодость. По молодости он жаден.. Жадно хватает в своем «Малиннике» и спелую и зеленую яго- ду. От зеленой читатель отвернется и по- просит Алтайского не спешить, .дать ма- линнику подрасти, окрепнуть, ягоде со- зреть. В. Зазубрин. Петр Гиниель,— «На ниве кооперации». Рассказы из кооперативной жизни. Изда- ние Сибкрайсоюза. 1925 г. Новониколаевск. Стр. 30. Цена 15 коп. Рассказы Петра Гинцеля написаны, не в пример многим другим рассказам для «де- ревенского» читателя, живо, добросовестно и вполне литературно. Рассказ «Именины», так сказать, юмористический, может из- рядно развеселить не только «невзыска- тельного» крестьянина, но и искушенного «Бегемотами» и «Смехачами» жителя го- родского: деревенский спекулянт Афана- сий Сердюков накануне 5 июля, дня своих именин, изрядно напивается самогоном, де- боширит и ложится в постель с легкого поведения девицею. На утро будят мили- ционеры. Забирают и «мадаму» и чан с самогоном. Ведут по улице. А на улице праздник—«5 июля—смотр кооперативных сил». «Единым фронтом против частного капитала».

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2