Сибирские огни, 1925, № 6
«Придя домой, она поделилась с мужем и думала, что муж де погладит по толовке. но, увы и ах, рассвирепевший муж выгнал жену. Она обратилась к предсе- дателю за помощью, но ответ последовал грубый:«Не выбиралась бы, дескать, в члены Нет тебе защиты». На просьбу сделать опись нажитого с мужем имущества последо- вало то же» («3. А.» № 82). Но избиениями делю не ограничивается. Месть заходит дальше. Женщин, пошедших против семейного уклада, и убивают. Так, была_убита топором своим мужем Лиза Куркина, одна из активных работниц с. Шевели, Щеглов ского района, член сельсовета, делегатка-организатор, член ККОВ, член культкружка. Дикий и невежественный муж постоянно препятствовал ее ра- боте, после чуть ли не каждого делегатского или партийного собрания бил, но* Лиза не оставляла общественной работы 1 до своей трагической смерти («К. 3.» № 41). Точно при таких же условиях, за то< же была; зарезана ма- жем член сельсовета, «единственная активная женщина» деревни Черноко- ровниковой, Рубцовского уезда, Дарья Куборева («С. С.» № 231). « Xtfr Такова наша сибирская деревня—пьяная, хулиганствующая, некуль- турная, находящаяся под удушающими парами религиозного дурмана; активно' враждебная ко всему новому... Но это не вся деревня. Это только одно ее лицо. У ней есть другое лицо. Большая, упорная, часто незаметная глазу идет борьба между старой и новой деревней. Новая деревня жадно хватается з а газету, книгу, идет из избы-читальни, октябрит и устраивает красные свадь- бы, занимает церкви под культурные учреждения, переходит к новым' формам сельского хозяйства, требует школу для детей и идет на жертвы для нее, идет в школы-передвижки, активно участвует в общественной работе... В деревне появились новые люди, всем своим существом отрицающие старый деревен- ский быт, подлинные «культрегерьг», несущие культуру в самые темные угол- ки... Народилась новая женщина в деревне, сознающая свое достоинство и за- щищающая свои права. И эта новая деревня в бесчисленных селькоровских письмах рисуется с такой же яркостью, как и старая. Посмотрим же, как она выглядит из под пера непосредственных наблюдателей крестьянской жизни—селькоров. Прежде всего, конечно, любопытен перелом настроений деревни по от- ношению к советской власти. Некоторые с еж и деревни не так еще давно бьгли пасоивно недоброжелательны к советской власти. Налоговые тяготы, не всегда разумные действия местных властей делали ее непонятной населе- нию. С уменьшением налога и началом проведения в жизнь лозунга «лицом к деревне», деревня стала окончательно и бесповоротно' советской, но и рань- ше уже шел процесс советизации деревни. «Старо-Белокуриха два года назад была самой отсталой деревней и враждеб ной к советской власти. Поговорка «пришла советская власть, нечего стало в ква- шенку класть» получила свое начало в Старой Белокурихе. Об организации ячейки РКП здесь не давали и заикнуться. Но совсем по другому Белокуриха живет сейчас» («3. А.» 1924). Далее корреспондент сообщает, как изменилось село: есть и ячейка РКП и Комсомол, организованы ячейки МОПР, Доброхима, ОДВФ, ОДН... Также изменилось с. Ново-Сергиевское, Томского уезда. «В 1920 и 1921 годах, когда во время того или другого торжества устраивались демонстрации, но наш ново-сергиевский мужик не учавствовал в них . Шествуют, бывало, с красным флагом по улицам села одна ячейка да совет, да и тот не в полном составе. А мужик был пассивным зрителем и даже с насмеш-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2