Сибирские огни, 1925, № 6

В первом селе бедняк Яковлев октябрил свою дочь. «С легкой руки ку- лаков, Яковлева вся деревня подняла на-смех: и коммунист-то он, и анти- христ, и такой-сякой. Начинается травля». Две уже взрослых дочери Яковле- ва принимают живое участие в культурно-просветительном кружке. «Дере- венская молодежь, а особенно 1 сынки кулаков, всячески издеваются над деву- шками. Их не принимают в игры, угоняют с вечеров». Одну сестру даже чуть не убили. В с. Казаицево «группа кулацких сынков ведет систематическое преследование крестьянок-делегаток за то, что последние посещают делегат- ские собрания и не участвуют с молодежью на вечорках», при чем двух деле- гаток изнасиловали и одну затем привязали' к кресту на кладбище. Систематическое преследование девушек парнями за то, что те вместо «вечорок» предпочитают книгу и культурную работу, об'ясняет-ся тем, что в деревне еще далеко не перестали смотреть на женщину, как на рабу, кото- рой воли: нельзя давать. Отцы и мужья не 1 отпускают своих дочерей и жен на женские собрания и враждебно относятся к каждой 1 делегатке, состоящей в организации. Такое отношение к женщине подтверждается массой писем из всех концов Сибири. Картина везде одна и та-же. «Все попытки собрать женщин неудачны,—не приходят, -пишут из д. Туталь- ской, Томской губ..—об'ясняется это, главным образом, тем, что родители и мужья не пускают. — Собрание? А-а! Ну, иди... только домой не ворочайся: не пущу!. Всякое участие женщин в общественной работе встречается с насмешкой. При перевыборах комитета взаимопомощи ставится на голосование единственная канди- датура женщины. Раздаются двухсмысленные шутки. — Ну, кто за то, чтобы эта (далее следуют скабрезности) прошла в комитет? Председатель сопровождает слова подмигиваниями, ужимками. Поднялась под хохот присутствующих одна рука. Такое отношение мужчин отпугивает женщину от участия в общественной жизни» («К. 3.» № 6). В с. Озерно-Титоеском, Чум-ышсмо-го района, муж с такими словами выводит свою жену из собрания делегаток: — «Марш домой, рас-так твою так... тут тебе не место! Впервые и последние ты здесь. Если тебя еще здесь увижу, то берегись! Всю косу выдеру!» ( К. А.» № 7). И такие угрозы, конечно, приводятся в исполнение. Не удивительно, что женщины боятся ходить на собрания: «довольно того, что я получила по затылку от мужа за первое собрание». Особенно- враждебны мужья к женам—активным работницам-—деле- гаткам и членам сельсоветов. Мно-гим из них за это буквально житья нет. Вот факты. В с. Коробейниково, Шипуновского района, «однажды за стаканом самогона местный кулак Башкатов Осип с гр. Деминовым разговорились про женскую органи- зацию. У Деминова жена делегатка и кандидат в члены сельсовета. Башкатов говорит: «Деминов. человек ты хороший, а зачем допустил свою же- ну. чтобы она ходила на собрания, ничего там нет хорошего». ^ Деминов послушал совета Башкатова, пришел домой и избил свою жену. Точно так же поступил со своей женой и Абакумов. Он чуть не убил свою же- ну за то, что она делегатка и член сельсовета» (« К. А.» № 18). •а В д. Глушинке, Косихинского района, одна гражданка была в кровь из- бита своим мужем за то' что ее выбрали в совет без его ведома! («С. С.» № 02). Бывает, в таких случаях, что женщина не находит защиты даже у сель- ских властей. Так, например, в с. Бехтемирском, Бийского уезда, выбрали, одну женщину в сельсовет.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2