Сибирские огни, 1925, № 6

светительна я работа. Не по вкусу она была местным мракобесам («К. 3.» № 72). В д. Б. Антибес, Марииноюого уезда,, на «рождестве» хулиганы-кула- ки разорили красный ушлок—уничтожили всю библиотеку, порвали книги, портреты вождей и знамя («К. 3.» № 35). Такой же случай был и в д. В. Ка- рагуж, Маймив. аймака («Ойрот. Край» № 9). XI. Деревня вообще бывает враждебна ко всему новому, что врышется в старый, веками нажитый, быт. Особенно' это' проявляется в отношении мо- лодежи, бунтующей против старого быта и жаждущей культурной жизни. В пос. Овраженеком, Болотнинского' района, молодежь зашевелилась: стала газеты читать, вздумали спектакли ставить. «Отцы, а особенно матери, своим детям заявили: — Мы век прожили, в молодости вечорки знали, а никаких спектаклей не слы- хивали, и вам велим делать так, как мы делали, а иначе своими руками задушим». «К. 3.» № 25) Такой; страх перед «спехтаклями» обгоняется тем, что родители не без основания видят в них и других культурных начинаниях начало освобо- ждения молодежи из-под родительской и поповской опеки. Для деревни! отри- цание всяких авторитетов воплощается в безбожном Комсомоле. Поэтому только одна возможность, что сын попадет в Комсомол, пугает родителей. Вот типичный разговор на эту тему, записанный в с. Соусканиха, Сростин- ского района. — «Ты где это, Митька, был?—спрашивает отец своего сына. — В избе-читальне. — Чего там делал? — Читал. — Читал!—передразнил отец своего сына, - я тебе почитаю... Если ты еще хоть раз пойдешь—оторву тебе башку. Сын молчал. — Слышишь!—грозно крикнул отец и добавил:—Не ходи, Митька, а то там тебя в Комсомол запишут («3. А.» 1924, № 295). И горе тем смельчакам, которые запишутся в Комсомол без ведома и против воли родителей,—их грызут до тех пор, пока они не выпишутся. У крестьянина Вязина в с. Каракан, Солтонского района, сын записался в «рыкысымы» и стал читать книжки. Это не по> нему: — Запорю подлеца! Вишь, ведь че выдумал. Надо работать, а, он ходит и читает советскую политику» («3. А.» № 149). Та же история у крестьянина Мальцева, быв. председатели сельсовета, в с. Новикове, Бийекого уезда: «Мать с ножом в руках, грозя зарезать, требует от детей, чтобы они выпи- сались из «котсомы». И они выписались» («3. А.» № 81). Такая же борьба ведется и против пионерства. Только тут меры еще решительнее. В с. Соколовском организовался отряд юных пионеров. «Дети стали охотно записываться, но родители некоторых детей, записавшихся в пионеры, стали избивать их за то. что они без позволения записались. Родители истязают детей плетями, палками и грозят их лишить домашнего очага» («3. А.» № 38). Но если «отцы» идут против «детей», когда они рвутся к новой, более разумной жизни, то это не значит, что «дети» всегда являются прогрессивной силой в деревне. Нередко «дети» ^выступают такими же рьяными консерва- торами—по отношению к девушкам, которые не хотят ограничиться своей «бабьей долей»71Г хотят приоощиться к советской жизни. Таких девушек п а р н г П т р ^ ^ победы». Вот Два факта из~сел Каннского уезда—Михайловского иТСазанцево («С. С» № 28).

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2