Сибирские огни, 1925, № 6

«1) Часть молодежи, совместно с местными артистками, ведут за кулисами душеспасительные беседы и на все остальное наплевать; 2) в одном углу собралось несколько человек молодежи и ведут разговор про разные «сальности» и рассказы- вают анекдоты с закорючками, т. е. с матом; 3) в другом толпа ребят ведет игру в «темную», а в это время на сцене стоит сиротливо стол с газетами - никто к нему не подходит» («К. А.» №49). X. Такое состояние культурных учреждений доказывает, что население в них мало, или совсем не нуждается, недоросло еще до того, чтобы ценить и заботиться о них. Недоросло оно и до того; чтобы сознавать необходи- мость школы для своих детей. В сибирских -газетах помещается много селькоровских писем, говоря- щих, что с делом школьного' образования не все обстоит благополучно. Ко- нечно, главная причина—наше хозяйственное положение, не позволяющее нам бросить на третий фронт необходимые миллионы. Но много виновато в неблагополучном состоянии школьного дела и само население. Часто оно не хочет палец о палец ударить, чтобы помочь школе, хотя бы подвозкой 5-6 возов дров. В с. Шадрино, Бийского уезда, зимой долго занимались в ту- лупах и рукавицах,—«ни сельсовет дров не дает, ни родители дров не под- возят, хотя уже не раз постановляли об этом» («С. С.» № 75). В с. Мазалоео, Ишимского района, «дети- и учащие занимаются в верхней одежде. Темпера- тура падает до нуля» («К. 3.» № 18). В пос. Дальневском, Новониколаевского уезда, «минувшей зимой было так, что нередко ребятишки и учитель; убега- ли из школы от холода. То же, пожалуй, будет и в этом году. Ремонтировать школу время, но ни сельсовет, ни общество 1 об этом не думают» («С. С.» 208). Иногда и ремонту-то бывает на грош, но никому нет дела. В с. Кара- гайке (Старо-Бардинокого района) школа помещается в Нардоме. «Двери с трудам закрываются ;и всю зиму не было дверной ручки» («3. А.» № 89). О более серьезном ремонте силами самого населения не приходится и гово- рить : «ремонта давно школа просит, а дождется ли—неизвестно», «пора бы, кажется, подумать о ремонте школы, а, между тем, никто пальцем о палец стукнуть не хочет»,—жалуются с мест. Бывает, что школьные здания и ин- вентарь и совсем забрасываются'—как будто нет и мысли о том, что когда- нибудь они понадобятся. Так, например, в с. Килино, Коларовского района, имеется школа—-«крестьяне не ремонтируют ее, парты и окошки поломаны, в ограде—кучи мусора» («К. 3.» № 212). В с. Ново-Песчаное, Славгородско- IO уезда, «возле училища и РИК'а стоят школьные парты, которые служат для коновязей. Они, таким образом, доламываются. От дождя и весенней сы- рости облезла с них краска, и догнивают остатки парт» («С. С.» № 116). Местами? неохота помогать школе переходит в сознательно враждебное отношение к ней. В д. Карнаухово, Томского уезда, «население совершенно не помогает школе. Некоторые родители взяли детей из школы, потому что в ней не преподается закон божий» («К. 3.» № 15). В д. Николаевке, Канско- го уезда, под влиянием! агитации попа («Закона божьего не преподают там, одни затеи бесовские»), {крестьяне не пускают своих детей в школу учиться. Кулацкие элементы еще решительнее враждебны к советской школе. «Отрубите нам головы,—-заявляют они в Верхне-Озернмной, Бийского уезда,—а детей мы к антихристу не отдадим» («3. А.» № 46). От пассивной вражды к школе и вообще культурным учреждениям не- далеко и до активной борьбы с ними. И такие случаи были. В с. Ольгинском, Анж.-Судж, района, была сожжена школа, в которой велась энергичная про-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2