Сибирские огни, 1925, № 6

— «Нам надо прясть—товар дорог,—говорили женщины. — Будем учиться, а кто же за дровами,за сеном поедет,—отговаривались мужики. Молодежь тоже не шла—лучше на улице с гармошкой поиграть, чем учиться» (д. Маральи Рожки, Бийского уезда) «3. А.» № 64). А там, где крестьян приглашают к организации ячеек ОДН и ликпумк- тов, они отказываются. Это-де вам не нужно. — «Жили 1 наши отцы без грамоты лучше нас. Согласимся открыть ликпункт, так с нас стянут последнее и т. д.» (с Жербатиха, Минусинского уезда, «В. Т.» № 20). В с. Солоновском, Бийского уезда (правда, староверческом), вообще не нуждаются ни в какой культуре: — «Што в этом хорошего,—говорил один член сельсовета,—никакой пользы от этой культуры нам нету. Вот в старое время учили—так учили. Так тебя, бывало, просветят, что век не забудешь» («3 А.» № 94). При таком отношении деревни к просвещению, всякая попытка наса- дить грамотность! тормозится зачастую буквально пустяками. — «Чудеса да еще какие, не в решете, а у нас на ликпункте! — В чем же дело? — Да видите ли, в лампе сгорела тесьма и из-за этого не идут занятия. Ликви- датор несколько раз, даже на Общих собраниях, об этой тесьме докладывал, но не помогло!» (д. Карагайка, Бийского уезда, «3. А.» № 64). \ Лампа всему делу помеха! И писем об угасании ликпунктов из-за от- сутствия то лампы, то керосина, то тесьмы (!) можно указать десятки. При большой заинтересованности населения в ликвидации своей неграмотности, конечно-, из-за недостатка тесьмы ликпункты бы не бездействовали. Такое же безучастное отношение со стороны деревенского' населения отмечается и по отношению к другим культурным учреждениям. По обыкно- вению, они быстро загаживаются. «Грязи на полу на вершок», «кроме вороха подсолнухов и табачного дыма в уголке ничего нет»—так частенько описы- вают корреспонденты сельские • красные уголки. Та же картина наблюдается и в избах-читальнях: «На полу- сор в ар- шин. Стены—голые», «на полу кучи мусора, как говорят, хоть лопатой пре- би, столов нет ни одного», «бросается .в глаза грязный, заплеванный: и забро- санный окурками пол и стеклянный шкаф-музей, не закрывающийся, с раз- битыми стеклами. В шкафу пустые бутылки и непролазная грязь» (Старо- Бардинокая изба-читальня. «К. А.» № 156). Нардома часто находятся в отчаянном положении: «Нардом большой, но темный. Часть стекол повыбита. Они забиты досками. Холодище—хоть волков морозы»... «Клуб... грязный и неуютный. В клубе все рушится и разва- ливается»... Мы уже видели, как ведет себя нередко население в общественных ме- стах—в сельсоветах, на спектаклях... Точно так же оно держит себя и в культурных учреждениях. Вот довольно типичная жалоба: «В избе-читаль- не—куренье табаку, плевки на все стороны, зловоние, ругань, до площадной включительно» (с. Хомутово, Иркутской губ. «В. Т.» № 47). Бывает, что культурные учреждения употребляются не по прямому на- значению. Так, например, в пос. Красный Аул, Рубцовского уезда, «вместо книг в красном уголке появились карты, и мужики просиживают за игрой по целым ночам. Дело доходит иногда до драки» («К. А.» № 87). Какого рода «культурные» развлечения иногда возможны в нардомах, сообщат коррес- пондент из д. Ерестная, Шадринского района.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2