Сибирские огни, 1925, № 6
— «У нас больные сифилисом,—жалуются крестьяне с. Стуково, Шад- рине к ого района.—Срочно командировать врача нам надо. И много появилось этих больных. — От кого- беречься—не знаем,—говорят односельцы» («К. А.» № 184). В с. Фунтиках крестьяне вынуждены были выносить постановления об обязательном поголовном освидетельствовании («К. А.» № 18). В каком ужасающем положении в смысле медпомощи находится иногда деревня, видно из следующей корреспонденции: «Забыли, должно быть, о нас,—говорят крестьяне поселка Владимирского, Рубцовского района.—Сами подумайте. Свирепствует у нас дизентерия уже около двух месяцев, все почти население больное. Больше уж года, как не заглядывал в село ни один врач, ни один фельдшер» («К. А.» № 184). Что же тут удивительного', что деревня за медпомощью идет к бабке или лечится своими «средствами»? В Новониколаевской 1 губ. деревня лечится от малярии такими способами, что жуть берет. Новониколаевский Губздрав собрал об этом интересные данные («С. С.» № 40). Но даже и имеющаяся медпомощь не всегда на высоте. Есть больницы с плохими репутациями. Крестьянин возил сына в сельскую больницу, при- ехал оттуда и ругается: — «Ну их к язве... не сделали даже перевязки, как следует. Зря 45 верст ехал только. — Не лечат, а калечат,—поддакивали ему собравшиеся мужики» («К. А.» № 184). IX. Но, может бь;ть, деревня сознает свое печальное положение, пытается поскорее вырваться из оков невежества, грубости нравов, безграмотности?.. Увы, как будто нет. По крайней мере, имеется очень много писем из дере- вень, говорящих об обратном. Деревня и не думает о лучшей жизни, более того, иногда даже прямо враждебна всяким! попыткам вывести ее на новую дорогу. Прежде всего деревня не любопытна-, совершенно не интересуется знатц что творится за ее околицей. — «Книги и газеты в с. Боровлянке (Барнаульского уезда) отродясь не бывали: «держать их негде». Избы-читальни нет, да и читать-то, как видно из разговора мужиков, им некогда. — Двадцать пять часов в сутки работаем, некогда нам такими пустяками заниматься. Пусть читают те. кто галифе носит, нечего им делать, от безделья все же работа» («К. А.» № 85). Но не хотят читать, может быть, будут слушать? И этого нет. «В с. Н. Суетук (Минусинского уезда) сельсоветом назначен на каждые 25 дво- ров грамотный человек, который обязан читать газеты своему району. Все хорошо сделано, да только то плохо, что граждане бегут от чтецов и не хотят слушать га- зеты, говоря: «нам-де это не интересно» (Мин. «В. Т.» № 11). А над тем, кто идет на «чтение», даже смеются. Корреспондент из села Лежанки, Омского уезда, сообщает о подобном факте: он звал неграмотного парня пойти в школу на чтение. Парень мнется: — Смеяться будут, на вечорку надо- идти («Р. П.» № 29). При таком «идиотизме» деревни, конечно, отсутствует всякая пбтре- «ость в ликвидации неграмотности. И деревня под разными предМ*а<ми отлы- нивает от ликпунктов. 1 1
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2