Сибирские огни, 1925, № 6
На одном и том же собрании мужички могут дать землю попу и отка- зать в ней бедняку, как то было в с. Ложкино, Бийекого р. («3. А.» № 202), лли способны согласиться на самообложение и нести тысячный расход на -причт и в То' же время жалеть деньги 1 на пожарные машины (с. Воекресенское, Анжерско-Судж. Д- «К. 3.» № 204). То же с ремонтом 1 церквей и церковных домов—для них деньги находятся, для школ—нет. Самообложение на нужды церкви происходит при попустительстве сель- ских властей, которые часто являются усердными верующими. В селе можно услышать такой диалог: « -Где председатель сельсовета? нужен он срочно по важному делу». — А вон он, в церковной ограде, указывает плотникам, как лучше отремонти- ровать церковь» (с. Огневское, Бийекого уезда. «К. А.» 26 VIII). Неудивительно тогда, что в одном сельсовете (Лебяжинском, Бийекого уезда), на общем собрании граждан была принята такая дикая резолюция: «...При всестороннем обсуждении вопроса по борьбе с вредителями хлеба, пред- ложение члена сельсовета тов. Малюгина собранием принято единогласно: «вызвать батюшку и отслужить молебен со святой водой, для проклинания червей, у кого •они завелись и хлеб под'едают» («3. А.» №—208). У некоторых, особенно набожных, мужичков даже являются пожелания •насчет иконки в переднем углу сельсовета: «оно как-то лучше с иконкой-то» :(С. Камышенки, Камышенского р. «3. А.» № 96). VII. Неизбежным последствием невежества и плохого состояния медпомощи в деревне является знахарство. Знахари, колдуны, бабки, шептуны—в деревне заметные люди. В редкой деревне их нет, а уж в окрестности знахарь есть обязательно. Деревня очень суеверна. Найдут куриные яйца на огороде,—не иначе, как колдовство; заболеет корова—чья-нибудь «порча», значит, надо звать ворожею или знахаря, которые умеют использовать суеверия. Например, в с. Фоминском', Бийекого уезда, появился колдун и знахарь—лечит все и вся посредством заговоров-заклинаний. « Клюев хвастается и запугивает темный народ тем. что у него имеются вол- шебные книги,по которым он может вызвать из преисподней сонмище чертей и заставить их делать, что ему угодно. Невежественный и темный народ во все это верит и даже частенькона сходах и других собраниях о нем так говорят: —• Спасибо Александровичу, что он нас охраняет от разных, могущих быть, всех бед и напастей, он нам делает огромную пользу» («3. А.» № 20). Больше всего практики у знахарей по части лечения всевозможных бо- лезней. Методы лечения у знахаря самые бесхитростные: то «возьмет тряпку, поболтает во рту больного, пошепчет—и готово», а не то «наладит в таз (ко- нечно, сомнительной чистоты воды, набросает в него углей, нашепчет на эту воду (почему-то отвернувшись к печке) и потом! этой микстурой смачивает ру- ки, нош и голову, а потом и поит». Результаты такого лечения часто бывают ужасны. Например, знахарь мажет ногу больному серой горючей и купоросом синим. От «лечения» отва- ливаются сначала три пальца, а потом и вся нога («3. А.» № 205). Особенно знахари безжалостны по отношению к детям. Здесь дело пахнет прямо чем-то- средневековым. Мороз подирает по- коже при чтении таких, например, сообщений. Одна знахарка-бабка мальчику, страдавшему ревматизмом, наколола иголкой ногу и натерла какой-то пакостью: «Завтра здоров будет. Благодарите бога, что ко мне попали». Мальчик от такого «ле- чения» умер. | ..Сибирские Огни ' N6 6. 925 г. 12.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2