Сибирские огни, 1925, № 6

Нечего и говорить, что при всех важнейших событиях жизни—рожденьях, свадьбах, похоронах —все делается по старинке. Сохранились даже такие обычаи, которые совсем не к лицу нашему времени. Так, например, на свадь- бах устраиваются смотрины невестиной рубашки 1 (с. Паутово, Бийского уезда, . «3. А.» № 41), «воруют невест», т. е. берут девушку насильно, прячут ее в подполье (с. Ботево, Тайнинского р., «С. С.» № 6J) и т. п. Все эти празднества и обычаи "тесно связаны в деревне с религиозными предрассудками. Деревня как будто не пошатнулась в своих верованиях и бога, в святых, в чудеса. Соответственно 1 она и поступает. Ко всякому ма- лейшему посягательству на ее верования, она относится очень враждебно. В с. Березовском, Бийского уезда, учительница долго искала квартиру. «Ищет день, ищет два, не находит. —На квартиру? Што ты, матушка, ведь ты богу не молишься, да и пост сейчас, а ты, ведь, матушка, молочное кушаешь. Нет тебе квартиры!» («3. А.» № 82). • Родители еще усердно наставляют своих детей в правилах православной веры, иногда прибегая к решительным мерам. В с. Б.-Упренево, Бийского у., сын гражданки Зяблицкой забыл помолиться богу. «Мать схватила полено и до полусмерти исколотила парня. Даже глаз ему выбила» («3. А.» № 81). Какую-нибудь икону «чудотворца», например, Николая Щегловскопо, встречают целыми селами, при чем деньги! духовенству валятся 1 во-всю («К. 3.» 12 июля). Недавний пример «Святого ключа» в «Сорочьем логу», недалеко от Барнаула, особенно показателен. Быстро разнесся среди крестьян слух о тво- римых на ключе чудесах. На ключ двинулись не только из Алтайской губ., но и из Новониколаевской, приходили даже из Енисейской. И все эти верующие искали здесь исцеления от всевозможных недугов, пили для этого грязную взбаламученную воду, ели песок... потому что в ручье какие-то шарлатаны видели изображение богородицы, святых, архангелов и т. п. В алтайских газетах находится не мало, отзвуков этого массового пси- хоза. Деревня бывает чрезвычайно легковерна в таких случаях. «Все уши прожужжали про ключ. — Ключ, говорят, исцеляет. — Немые заговаривают от его воды» («К. А.» 2И августа). Под влиянием таких слухов больные с верой шли на ключ. «Пронеслась молва, что на «святом» ключе исцеление можно получить, ну, и я туда», — говорит обезноживший («3. А.» № 196). Из д. Урунской, Бийского уезда, все слепые, хромые, горбатые отправились на ключ («3. А.» № 196). Для наполне- ния себя святостью, привозят воду с ключа и пьют ее. «С большими крестами подходили крестьяне к ведрам и пили» («К. А.» № 179). Но всех проделывае- мых глупостей не счесть. Благодаря такому умонастроению деревни, попы еще пользуются в де- ревне почетом 1 и уважением, а, главное, обильными приношениями и подноше- ниями «православных». Интересны некоторые корреспонденции, сетующие на такое отношение деревни к попу, часто в ущерб хорошему делу. Первому всегда дается, на последнее всегда отказывается. В д. Веткиной, Бийского уезда, учительница всю зиму маялась с квартирой. «— Не дают, да и только! С трудом учительница нашла квартиру, но беда вся в дровах. Нет дров, а граждане не дают. Но не так живет поп. К его услугам вяткинцы со всем удовольствием и не лрочь в любую минуту помочь» («3. А.» № 93).

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2