Сибирские огни, 1925, № 6
В некоторых селах развлечением служит своеобразный спорт—«кулач- ки», 1 смеющий массовый характер. Так развлекаются, например, граждане села Большая Боровлянка, Барнаульского у., собирающиеся на площадь в пра- здничный день «своей силушкой мужицкой здесь померяться, да матом друг с дружкой перекинуться». По несколько часов длится кулачный бой. «Бум- хрясть-хрясть несется по 1 улицам села—только шабуры трещат» («К. А.» ,Ne 85). Эта же забава» привилась и в с. Б.-Угренеиское, Бийского уезда. '«Со- берется в праздник человек .двести, разделятся на две партии и начнут тузить друг друга кулаками по чем попало» («3. А.» X» 90). Так по-своему развлекается деревня. • -V. Раз хулиганство и преступность так свирепствуют в деревне, то неуди- вительно, что сознание революционной законности у населения притуплено. Частые самосуды служат этому доказательством. Нередко они совершаются целой деревней. Так, в пос. Георгиевском, Томского р., были пойманы, воры, укравшие хомуты. «Разоренная толпа надела на них хомуты и, избивая, во- дила в деревне» («К. 3.» № 201). Что такие самосуды происходят не без ведома сельской власти, видно из того, что они зачастую происходят в помещении сельсоветов и «никто не пикнет против этого, а если кто и посмеет, то его обвиняют соучастником вора» («3. А.» X? 44). Бывает, что сами представители власти подают населению пример само- судов. В с. Куяча, Куяганского р., член сельсовета и милиционер обвинили одного гражданина в краже лошади. «Началось избиение не только Куртукова, но и его семейства. Жена Куртукова была беременна, немного спустя у ней сделался выкидыш, и она умерла»"(«3. А.» № 44). VI. В своем быту деревня живет по-старому, так, как она жила до револю- ции—вот что можно подумать, просматривая сотни корреспонденции из де- ревни. На первом месте, конечно, стоят праздники—они празднуются с вели- чайшим усердием и, конечно, по старому стилю. «Все почти религиозные праздники не только празднуют, но празднуют обязательно по старому сти- лю»,—пишут из с. Кайлы, 'Гарского у. («Р. П.» № 29). Нередко и советские учреждения празднуют по старому стилю: «Перенос дней отдыха с нового сти- ля на старый у нас стал практиковаться очень частенько»,—сообщадт из села Новикова, Бийского уезда («3. А.» № 91). Все рождества, пасхи, масленицы празднуются с соблюдением прили- чествующих случаю обычаев, освященных веками, с неизбежными их спутни- ками—пьянством и драками. Тот же корреспондент из с. Кайлы, Тарскош уезда, рисует типичную картину празднования в сибирском селе большого праздника. «7, 8 и 9 января здесь праздновали рождество. По-старинному, в нашем селе это так называемый с'езжий праздник. Понаехало из окрестных селений много народу на гулянье. Было наварено и зыпито много домашнего пива. Днем запрудили всю главную улицу катающиеся. Поднялся визг женских голосов, заунывные сибирские песни, игра на гармониках, так что шум был слышен за версту» («Р. П.» 29). Для того, кто живал в сибирской деревне 20-25 лет тому назад, это зна- комая картина. Деревня как будто ни в чем не изменилась:
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2