Сибирские огни, 1925, № 6

; »кна». 7-ю января, вовремя детского спектакля, устроили побоище, «бесце- ремонно нанося побои беззащитным и напуганным». (Ирк. «В. Т.» № 30). • Вообще срыв спектаклей для деревенских хулиганов, повидимому, люби- мейший спорт. То ворвутся и разгонят артистов, чтобы самим' играть на сце- не (с. Селиверстовское, Мамон, р., «К. А.» № 139), то просто помешают по- становке «для смеху» (с. Киреевское, Томского у., «К. 3.» № 205), а то систе- матически, злостно- стараются не дать людям провести культурно вечер. Мето- дами при этом не стесняются. В Хомутовском нардоме устраивался спектакль Местные хулиганы всячески мешали постановке. Не удалось сорвать при под- готовке, так в день спектакля все-таки сорвали. «Народу собралось много. И вот только по последнему сигналу в зрительном зале угасили огонь и стал подниматься занавес, в зале раздался выстрел. Этот вы- стрел наделал переполох —женщины кинулись на сцену. Хулиганы сбросили на пол лампу и посыпались выстрелы. Паника невероятная, а хулиганы, продолжая свое дело, бьют стекла, ломают рамы, скамьи» (Ирк. «В. Т.» № 97). IV. Хулиганство душит, парализует деревню. Но является ли оно для деревни чем-то совершенно чуждым., беспочвенным? Отнюдь нет. Хулиганство надо считать высшим выражением некультурности, а деревня ужасающе некультур- на как в домашнем быту, так и в общественной жизни. На некультурность де- ревни в общественной жизни селькоры жалуются много. «В Олонском (Иркутской губ.) сельсовете творится безобразие в полном смыс- ле этого слова. Садятся на столы и поднимается невообразимый крик, шум, ругань. Маты, перематы сыплются с верхней полки. Курят табак, плюют». («Кр. Пах.» № 19). Вообще сельсоветы сплошь и рядом превращаются в хлевы. «Когда зайде- те в сельсовет, то потонете в табачном дыму, а пол представится вам загрязнен- ным до невозможности, и забросанным ковром семячек. Порядка никакого» (С. Борисово, Щегловского р., «К. 3.» № 35). В с. Шалап, Бийекого уезда, «в сельсовете табачного дыма столько, что хоть топор вешай. Крестьяне в поме- щении сельсовета часто устраивают игру в карты» («3. А.» № 69). Точно также не уважаются и культурные учреждения. «В Дмитро-Ти- товеком нардоме носятся облака табачного дыма, играет гармоника, пьяные лущат семячки, свистят и шумят» («К. А.» № 22). «В избе-читальне грязь, ку- рят и семячки щелкают, и часто матюки вылетают» (с. Озерки, «К. А.» № 248). Зрители не умеют держать себя во время спектаклей и лекций: в зале стоят смех и разговоры, а то и хуже: «Во время спектакля стоит невообрази- мый шум, писк, и возня, так что нельзя ничего разобрать, что говорится на сцене. От табачного дыма дышать нечем» (с. Мигна, Ирк. «В. Т.» № 11). Выходит, что до культурных развлечений деревня как будто не доросла. Следовательно, она должна искать других развлечений, которые были бы ей под стать. И надо сказать, что иногда она бывает изобретательна по этой ча- сти. Вот пример: «В с. Дубровском, Ребрихинского р., на масленицу был устроен снежный город, в виде больших ворот со сводами. На сводах по бокам были поставлены чучела направо первобытный бог «Перун», а налево персидская богородица «Моий»», а посередине четверть самогона в окружении дохлой собаки и курицы. Через ворота эти проезжали пьяные ватаги, а затем было представление. На своды забирался гражданин, иеображавший начальника с кочергой вместо сабли, и ораторствовал. Речь его заключалась в нецензурных словах, шутках и т. д. Доволь- ная толпа хохотала. В заключение город брали приступом. Самогон распили. Много было еще безобразий, но всего не опишешь» («К. А.» № 79).

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2