Сибирские огни, 1925, № 6

Особенный разгул, конечно, наблюдается в деревнях во время религиоз- ных праздников. В эти дни деревни безумствуют. «Прокопьев день граждане д. Ои провели по-настоящему, «по-христиаькки^. С самого утра начали пьянствовать, а к вечеру вся деревня уже была пьяна. Случа- лись две драки. Гражданину Смагину проломили голову» (Мин. «В. Т.» № 188). «Пасха дала о себе знать. В редкой деревне прошло спокойно. Редкий крестья- нин не имел у себя ведра самогона. А к вечеру—драки, ломание стекол и тому подоб- ное. Амбулатория не успевала делать перевязки жертвам драк» (Вугринск. р.,' Ново- николаевского уезда) («С. С.» № 104). , «Особенный разгар и размах выгонки самогона и пьянства чувствовался на празднике «троицы». По улицам, особенно ночью, трезвому прямо-таки опасно было- ходить, гуляла вся деревня» («Р. П.» № 147). Такого рода корреспонденции в газетах после праздников обычное явле- ние. Женщины участвуют в пьянстве на равных правах с мужчинами, при чем пьянство их принимает не менее отвратительные формы, чем у мужчин. Из с. Бурлук, Куйгунской вол., пишут, что на «троицу» «женщины пропустили в нутро самогона и, не стесняясь своих же детей, откалывали матерщину {Ирк. «В: Т.» № 143). Бывает и хуже. «Каждый праздник можно ожидать, что Введенщина потонет в самогоне. Деви- цы и те с пьяных глаз бросаются с ножами одна на другую. Кошмар в престольный праздник! Хулиганство и убийство» (Ирк. «В. Т.» № 143). В с. Серебряное, Калачинского уезда «гуляют не только граждане, но и сельские делегатки» («Р. П.» № 6). Передовики деревни также захвачены общим поветрием. «Пьянствует не только мелкая деревенская сошка, но и передовики деревни-—кооперато- ры и др.» (Мин. «В. Т.» № 28). Из с. Бестужева, пишут, что праздник кончил- ся драками;, увечьями. «Дрались члены правления ЕПО, бегали с ломами и но- жами» («К. А.» № 248). Хуже всего то, что нередко представители партии и власти в деревне, которые должны были бы' бороться со страшным социальным злом, сами пота- кают ему, сами пьянствуют. Конечно', это действует отрицательно на «малых сих». Трогательно об этом пишет один комсомолец из с. Омара, Новонико- лаевской губ. Руководитель сельячейки PJ1KCM там выпивает. «Ячейка PJ1KCM подавала большие надежды. Члены ее, в большинстве малограмотные, жаждут света и знания, ищут активности. Но перед ними пример их руководителя. «Почему ему можно, а нам нельзя?»- говорят комсомольцы и тоже тянутся... к бутылке» («С. С.» № 43). А как пьет сельская власть иногда, видно- из следующих примеров: «На троице вся деревня перепилась и передралась. Сельская милиция была также пьяна, а председатель пил три дня» (из д. Рыбаловой, Коларовского р. «К. 3.» <N® 134). «Покровско-Иртышский сельсовет в минувшую «троицу» напился самогона в полном составе. В конце пьянства члены сельсовета затеяли между собой драку, я которой особенно «потерпел» сам предсельсовета» («Р. П.» № 165). «Весело живется в д. Ивановке! Самогон рекой льется и нет ему никакого удержу. Да и кто может сдержать этот поток, если сам председатель сельсовета устраивает вечорки с обильным возлиянием, да еще где! —в Нардоме» (Мин. «В. Т.» № 8)_ А вот как, бывает, беседует председатель сельсовета со своим секре- тарем: — Ты че, товарищ председатель, здорово вчера хватил самогону? — Ничего. Ох и самогон же нынче стал, что тебе спирт!.. — Спирт—не спирт, а около того (С. Усть-Калманка. «3. А.» № 23). В таком духе, изо дня BI день, идут сетования! на поголовное пьянство в деревне. Здесь совершенно излишне приводить статистические данные для доказательства, что эти сетования ничуть не преувеличены. Все знают, что- сибирская деревня пьет и пьет много.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2